95 лет со Дня рождения Николая Карпова
Сегодня, 8 ноября, исполняется 95 лет со Дня рождения Николая Ивановича Карпова – легендарного тренера ХК «Спартак» Москва, дважды приводившего красно-белых к чемпионству страны в 1969 и 1976 году. Воспитанник «Спартака» Николай Карпов семь раз становился призёром чемпионата СССР, выступая на позиции защитника за ЦСКА, СКА, «Динамо» и «Крылья Советов», а в составе сборной СССР стал бронзовым призёром Олимпийских игр 1960 года.
Долгожданное «золото» покорилось Николаю Ивановичу уже в качестве главного тренера московского «Спартака». За четыре сезона в «Спартаке» (1968 – 1970, 1975 – 1977), Николай Карпов дважды приводил нашу команду к чемпионству страны в 1969 и 1976 году, выиграл первый в истории нашего клуба Кубок СССР в 1970 году и «бронзу» чемпионата СССР в 1975 году.
p>
Помимо «Спартака», Николай Иванович Карпов работал в Финляндии и Японии, тренировал московский «Локомотив» и нижегородское «Торпедо». Заслуженного тренера СССР, Николая Карпова не стало 7 ноября 2013 года, за день до его 84-летия – до последних лет жизни Николай Иванович работал Советником Президента ХК «Спартак» Москва. Вечная память великому Тренеру!
P.S.: Особенно удавались Николаю Карпову во главе «Спартака» матчи против московских армейцев. В чемпионском для «Спартака» сезоне 1968/69, «Спартак» впервые в истории обыграл ЦСКА трижды в течение одного сезона. Есть некоторый символизм в том, что к юбилейной дате со Дня рождения нашего великого тренера, «Спартак» в третий раз переиграл армейцев Москвы…
С народной командой. 95 лет назад родился Николай Карпов, дважды сделавший "Спартак" чемпионом (ТАСС, 8 ноября 2024 года)
МОСКВА, 8 ноября. /ТАСС/. Заслуженному тренеру СССР по хоккею Николаю Карпову исполнилось бы 95 лет. Он – единственный в истории специалист, при котором красно-белые выигрывали чемпионат СССР два раза.
В конце 1960-х и середине 1970-х годов Карпову удавалось прерывать гегемонию ЦСКА, при этом еще обыграть возглавлявших армейцев Анатолия Тарасова и Константина Локтева. С Тарасовым у Карпова отношения не сложились еще с тех времен, когда в начале 1950-х он был игроком и выступал за ЦДСА (нынешний ЦСКА), а Тарасов тогда был играющим тренером. Однажды Карпов, переносив инвентарь, отдал своему одноклубнику по его просьбе клюшку, которая, как оказалось, принадлежала Тарасову. После чего тренер отправил Карпова на гауптвахту на 10 дней.
Будучи подростком, Карпов в 1942 году чудом избежал тюремного заключения за воровство продуктов на оборонном заводе. Пережив непростые времена, в том числе и связанные с армией, Карпов полностью окунулся в хоккей. Чемпионом страны, мира и Европы в качестве игрока ему стать не довелось, но высоких наград внутри страны он добился как тренер. По словам Карпова, его буквально захватила тренерская работа в "Локомотиве" под руководством Анатолия Кострюкова, и в 1968 году он вернулся в "Спартак", воспитанником которого он был.
Обособленный. Памяти Николая Карпова
В "Спартаке" Карпов сменил Евгения Майорова и, в отличие от своего предшественника, лучше сумел воспользоваться багажом, оставшимся после Всеволода Боброва, который привел красно-белых к победе в чемпионате СССР 1967 года, в том числе с братьями Майоровыми в составе. Интересно, что в "Спартак" Карпов приехал из Финляндии, где он тренировал команду Тампере. При этом денег за работу тренером не хватало, и Карпову приходилось подрабатывать в автосервисе. После возвращения в СССР его в Финляндии сменил как раз Евгений Майоров.
"Николай Иванович не мешал нам играть. Он умел построить взаимоотношения с игроками, особенно от нас ничего не требовал, просто команда была уже готова к тому, чтобы занимать высокие места. Ему досталось хорошее наследство, если не сказать отличное, от Боброва. Он был неплохим психологом, никаких тактических изысков не показывал", - рассказал ТАСС о работе с Карповым игравший в то время за "Спартак" двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров.
"Это абсолютно нормальное явление, когда человек получает успешную команду, ничего в ней не трогает, кому-то дает возможность раскрыть себя. Это не недостаток Карпова, он молодец, что не стал ничего менять, рушить, строить заново", - добавил он.
Победы над Тарасовым
Победы над ЦСКА в золотом для "Спартака" сезоне-1968/69 являются одними из самых важных в тренерской карьере Карпова. В матче 23 февраля 1969 года он пошел на хитрость, которая была связана и с очень большим риском. В стартовом периоде Карпов только на первую смену выпустил ведущее звено в составе Майорова, Вячеслава Старшинова и Евгения Зимина.
Решение было связано с тем, что Тарасов постоянно против этой тройки выставлял сочетания игроков, которые занимались только сдерживанием оппонентов и в атаке не участвовали. Как правило, такую роль в ЦСКА доверяли звену Юрия Моисеева, который стал потом заслуженным тренером СССР.
Несмотря на возражения Майорова, Карпов выпустил своих лидеров потом только во втором периоде. Измотанный ЦСКА после первых 20 минут, завершившихся со счетом 1:1, был разгромлен 1:6.
Злой гений ЦСКА. Николай Карпов
"Скажу так: хорошо, что все закончилось именно так. Какие у него были тогда мысли, никто не знает. Я не помню, почему он тогда не давал нам играть. А если все повернулось в другую сторону, чтобы тогда сказали? Я этот ход не одобрял", - вспоминал Майоров о перипетиях той игры.
11 мая 1969 года "Спартак" обыграл ЦСКА в матче, в котором решалась судьба золота чемпионата. Красно-белых тогда устраивала ничья, они вели 2:0, но потом пропустили один гол, а в третьем периоде перед сиреной на смену ворот, что тогда делали по правилам, позволили соперникам забить еще один. Однако гол не был засчитан - судья указал, что шайба была заброшена после окончания времени на секундомере, в то время как на табло в момент гола время еще не истекло.
Как рассказывал Карпов, табло управлял болельщик ЦСКА. Тарасов требовал засчитать шайбу, иначе отказывался от продолжения игры. Телетрансляция матча была прервана, пауза продлилась более 40 минут. Все это случилось в присутствии приехавшего на хоккей руководителя страны Леонида Брежнева, представители которого требовали продолжать матч. Тарасов согласился возобновить игру, если ему отменят двухминутный штраф за ее задержку, против такой отмены был уже Карпов. После продолжения игры спартаковцы реализовали большинство и стали чемпионами.
Конкурент Кулагина
Впервые Карпов покинул "Спартак" в 1970 году после того, как взял с красно-белыми серебряные медали. В том же году он уехал в Японию, где работал в качестве консультанта в национальной сборной. Местная федерация продлила с ним контракт в качестве тренера, и, несмотря на внутренние противоречия (федерация навязывала Карпову канадского специалиста), сборная Японии на домашней Олимпиаде 1972 года заняла девятое место. При этом в японской прессе на кадрах празднования вырезали контуры изображения Карпова.
После Олимпиады Карпов работал в тренерском штабе сборной СССР, помогая Боброву готовить команду к Суперсерии с канадцами. Как он рассказывал, Бобров не очень любил проводить тренировки, поэтому этим занимался как раз Карпов. Но в Канаду его не взяли: по словам Карпова, конкурента в нем видел другой помощник Боброва Борис Кулагин.
В конце ноября 1974 года Карпов вернулся в "Спартак", сменив на посту главного тренера Старшинова. К тому моменту красно-белые шли на 10-м месте, а при Карпове, который сумел наладить дисциплину и разобрался с составом, они 15 игр не знали поражений, догнали ЦСКА, но в итоге взяли бронзу. В межсезонье в "Спартак" пришел ряд игроков, при этом Карпов считал главным усилением центрального нападающего Аркадия Рудакова из "Автомобилиста", за которым сам ездил в Свердловск (ныне – Екатеринбург). По словам тренера, вокруг Рудакова окончательно сформировалось третье звено с двумя другими новичками Александром Бариневым и Алексеем Костылевым.
Без сомнения, ударной тройкой в том "Спартаке", который при Карпове в 1976 году стал чемпионом, было звено в составе Александра Якушева, Владимира Шадрина и Виктора Шалимова. Эта тройка, появившаяся в "Спартаке" еще в 1974 году, два года спустя выиграла приз "Три бомбардира" как самое результативное сочетание (76 шайб).
"Он нам ничего особо не подсказывал. Мы просто играли, он наше звено не разбивал. Потом еще к нам поставил Сергея Короткова, игравшего в нападении, в пятерку с другим защитником Юрием Ляпкиным. Да и Ляпкин здорово играл в нападении, такая слаженность и появилась. Можно сказать, что каждый нашел себя в этом звене", - рассказал ТАСС Шалимов.
"Карпов подчеркивал всегда, что надо играть на своих сильных сторонах. Например, я любил играть на раскате, закатиться чуть ли не из-за ворот, начиная атаки. Шалимов в большей степени был завершающим атаки, у него было голевое чутье находиться всегда в нужном месте, чтобы нанести результативный бросок. А Шадрин был как диспетчер, через него хорошо строились комбинации. Он очень хорошо играл в пас, обладал хорошим броском, часто завершал атаки", - рассказал об игре своей тройки в то время трехкратный чемпион СССР в составе "Спартака" Якушев.
Вино от бессонницы
В чемпионский сезон Карпов настроил игроков на то, что необходимо выигрывать у таких середняков, как "Трактор", "Автомобилист", с которыми у "Спартака" были проблемы. С настроем на ЦСКА, московское "Динамо" и "Крылья Советов" проблем не возникало. "Если он чувствовал, что команда готова, то настраивать ее особо не надо было, и установки на игру были короткие. Никогда не было каких-то накачиваний, он мог поднять настроение, что-то сказать", - сказал о Карпове Шалимов.
Победы "Спартака" 1969 и 1976 года при Карпове мало чем отличались друг от друга в плане того, как они были достигнуты, отметил Якушев. "Его отличительная черта заключалась в том, что он очень хорошо относился к игрокам. Он никогда практически не оскорблял хоккеиста в игровом и бытовом плане при народе, не повышал голос, не унижал. За это все в команде его уважали и любили", - сказал он.
Юлия Карпова: Император подарил дедушке телевизор, а его разобрали до винтика
С Якушевым связаны два примера человечного отношения Карпова к игрокам, основанного на доверии к ним. "Команда у нас располагалась в Серебряном Бору, а у меня семья жила рядом - на Ленинградском проспекте. Накануне я поехал домой, думал, вернусь обратно к отбою, но задержался и остался ночевать. Подумал, что рано утром встану, и пока все спят, подъеду к семи часам, а у нас подъем в восемь, и никто ничего не узнает и не заметит. Подъезжаю в семь, иду по аллее, и вдруг навстречу Николай Иванович. Думаю, попал, влип. Мы с ним поравнялись, поздоровались, и он сказал: "Иди-иди, отдохни". Сделал вид, что ничего не произошло", - сказал Якушев.
"Был еще более интересный случай. В том же 1976 году у нас были напряженные игры, перед отбоем доктор всегда делал обход, спрашивал всех, как дела. Заходит он ко мне, спрашивает у меня, я отвечаю, что сон пропал, может, из-за перенагрузки и нервов. Оказалось, он потом сообщил об этом Николаю Ивановичу, а тот ответил: "Ты ему налей бокальчик сухонького, и все будет нормально". Действительно, заходит доктор и приносит мне фужер вина, и я не отказался. Выпил и потом смог нормально поспать", - добавил он.
Мало кто из игроков того "Спартака" мог вспомнить, как Карпов ругал их. "Он больше ругался на тех людей, которые плохо высказывались о команде, о ком-то из игроков, и защищал их всех, если кто в прессе, например, оскорблял", - пояснил Якушев.
В дальнейшем Карпов работал в московском "Локомотиве", горьковском "Торпедо", возглавлял студенческую сборную СССР. Но его имя всегда останется связанным со "Спартаком". Считается, что именно Карпову применительно к "Спартаку" принадлежит выражение "народная команда". "Было совещание тренеров. Как раз из "Спартака" кого-то в ЦСКА призвали. И я не выдержал, поднялся. Выдал экспромтом: "Товарищи, ну как же такое может быть? Армия грабит народную команду!" Вырвалось! И пошло гулять по всей стране", - рассказывал он в интервью "Спорт-Экспрессу".
ТАСС, 8 ноября 2024 года