«Русский менталитет мне ближе американского». Интервью словацкого легионера «Спартака» Чайковски
Надежда Тонконог
Большой разговор с иностранцем, который долго играет в КХЛ.
Словацкий защитник Михал Чайковски уже почти 10 лет играет в КХЛ. Защитник выступал за екатеринбургский «Автомобилист», московское «Динамо» и новосибирскую «Сибирь». Уже второй сезон Чайковски играет за московский «Спартак». Прошлый сезон стал лучшим в карьере словака по набранным очкам. В интервью Sport24 Чайковски рассказал об игре за «Спартак», жизни в России и своей национальной сборной.
«Спартак» может замахнуться на что-то большее»
— Второй сезон проводите в московском «Спартаке», кажется, нашли свою команду. Как оцените для себя прошлый год?
— Мне очень здесь нравится. Все пацаны классные, тренерский штаб отличный. Все ребята, с которыми я работаю здесь. «Спартак» очень классная организация. В прошлом сезоне хорошее дело сделали, но чуть-чуть недоработали в плей-офф. Надеюсь, в этом году будет получше.
— Можно ли сказать, что команда в прошлом сезоне обрела уверенность в себе и почувствовала, что способна на что-то большее?
— Конечно, всегда можно достичь большего. Команда хочет выигрывать, бьется друг за друга. А главное, что команда на это способна. У нас хороший состав, отличный тренерский штаб. Надеюсь, мы сможем добиться большего.
— «Спартак» удачно начал сезон, идет в первой четверке.
— Всегда отличное настроение, когда выигрываешь и находишься на верхних строчках. Тяжелее все-таки остаться наверху. Надо готовиться на каждую игру и делать правильные вещи на льду. Тогда и успех будет. В прошлом году мы сделали хороший задел, нужно продолжать в том же духе, чтобы подниматься еще выше.
— Есть ли команды, результаты которых удивляют вас в этом сезоне? Например, такой старт от чемпиона «Металлурга»?
— Это только начало сезона, все поменяется еще много раз и может быть совсем по-другому. У «Магнитки» был длинный сезон, они выиграли кубок. Думаю, у них еще все впереди. Сезон очень длинный.
— «Спартак» сохранил костяк команды с прошлого сезона. Как оцените старт сезона в принципе?
— Старт сезона хороший, надо продолжать также. У нас отличный тренерский штаб, который делает хорошую работу, у них у всех были длинные и насыщенные карьеры в НХЛ. Они здорово чувствуют игру, тренерский штаб у нас отличный.
— Часто тренеры индивидуально общаются с игроками?
— Они всегда открыты для диалога. Без проблем можно подойти к ним с любым вопросом. Мне кажется, частое общение с каждым не нужно, только при необходимости.
— У ведущей тройки Голдобин-Морозов-Порядин старт сезона получился достаточно тяжелым. Команда как-то подбадривала их?
— Конечно, мы все друг друга подбадриваем. Когда одна игра идет, другая нет, это нормально. Это старт сезона, ничего страшного, ребята снова нашли свою игру.
— Что думаете насчет продления сезона?
— Сделали больше пауз, сократили предсезонку, дали нам побольше лета. Думаю, это здорово.
— А эти недельные паузы не будут сбивать игровой ритм?
— Это только первый год, посмотрим в конце сезона, удачное это решение или нет. Игровой тонус, конечно, немного может сбиться. С другой стороны, такие перерывы хороши для того, чтобы восстановиться от микротравм.
— Сокращенная предсезонка делает проще вхождение в сезон?
— Мы все готовимся самостоятельно еще перед стартом сборов, приходим готовые. Товарищеских матчей вполне хватает, чтобы вкатиться, почувствовать друг друга и поймать игровой ритм.
— Нужны ли предсезонные турниры?
— У нас было 3 товарищеских матча и кубок мэра, мы сыграли семь матчей на предсезонке. Мне кажется, этого вполне достаточно. Больше точно не нужно. Насчет меньше не уверен, все ребята разные. Кому-то будет достаточно сыграть 2-3 матча, чтобы быть готовым к сезону, кому-то 5-6.
«Русский менталитет мне ближе американского»
— Вы очень хорошо говорите на русском. Много времени и сил заняло изучение?
— Примерно за год выучил язык на достаточно хорошем уровне.
— Словацкий и русский достаточно похожие языки.
— Да, языки похожие, есть много похожих слов. Поэтому нам, словакам, полегче, чем тем же англоговорящим ребятам.
— Есть что-то, что до сих пор дается тяжело в русском?
— Языки очень похожие, поэтому глобальных проблем нет. Всегда была проблема сказать слово «болельщики» (смеется). Мягкие согласные произносить тяжело.
— Вы пробовали уехать поиграть в Северной Америке. Была мечта поиграть в НХЛ?
— Я был еще молодым парнем, мне было 24 года. Был шанс уехать, попробовать, решил им воспользоваться. Попробовал, не получилось, вернулся сюда.
— Почему не получилось?
— Так бывает, не всем суждено играть в НХЛ. Я в России уже 10 лет, мне здесь очень нравится. Моей семье здесь комфортно. Все, что нам нужно, здесь есть. Здесь хорошие люди, их отношение друг к другу.
— Жена и сын живут здесь с вами?
— Да, верно.
— На русском говорят хорошо?
— Жена понимает по-русски, разговаривает тоже неплохо. Сыну только три с половиной года, он еще маленький. Ходит в детский садик, там на английском и русском учится разговаривать.
— Вы в Москве уже пятый год. Что вас удивило, когда приехали впервые?
— Москва — очень классный город, красивый и очень чистый. Мне здесь очень нравится.
— Куда больше всего любите ходить?
— Когда есть время, всегда с семьей его провожу. Рестораны здесь прекрасные, много мест, где можно вкусно покушать. Или с пацанами тоже можно классно провести время. Знаю, что ребята любят ходить в баню. Я баню не очень люблю. Чаще всего провожу время с женой и сыном, гуляем в парках.
— А что удивило в России в принципе?
— Я здесь живу уже 10 лет. Не могу сказать, что меня что-то здесь удивило. Словацкий и русский народы очень похожи. Люди по менталитету здесь мне ближе, чем, например, когда я играл в Америке. Здесь у меня очень много хороших друзей.
— А если говорить про русскую кухню?
— Мне очень нравится, очень люблю блинчики. Борщ тоже люблю.
— Блинчики с икрой?
— Конечно.
— А холодец любите? Обычно иностранцы из Северной Америки в шоке от этого блюда.
— Да, у нас в Словакии есть похожее блюдо, называется только по-другому. Кухни тоже очень похожие.
«В Словакии популярны хоккей и футбол»
— Словакия это одна из тех стран, в которых хоккей очень популярен.
— Да, у нас футбол и хоккей очень популярны. Раньше было много хороших хоккеистов, которые играли в НХЛ. Сейчас тоже есть хорошие пацаны, которые играют, их становится больше. Растет новое поколение словацких игроков.
— Был ли у вас в детстве выбор между какими-то видами спорта? Или был только хоккей?
— До 12 лет играл и в футбол, и в хоккей. И там уже нужно было выбирать, каким видом спорта продолжать заниматься профессионально. Мой выбор пал на хоккей.
— Сейчас в Словакии популярнее футбол или хоккей?
— Сложный вопрос, мне кажется, когда как. Когда в футбол хорошо играют и выигрывают — футбол популярнее, когда в хоккей хорошо играет сборная — то хоккей. Где лучше получается, там и популярнее. Но много хороших хоккеистов родом из Словакии.
— Недавно в сборную Словакии снова начали приглашать игроков из КХЛ. Была квалификация, вас приглашали принять участие? Некоторые игроки ездили.
— Да, мы разговаривали на этот счет. Но я решил, что лучше будет остаться здесь и готовиться к сезону. Мы договорились еще раньше, что будем готовиться к сезону и тренироваться. Квалификация была перед самым началом сезона, поэтому приняли решение, что так будет лучше.
— Мартин Гернат из «Локомотива» вообще вернулся с квалификации в день матча открытия.
— Вот мы не хотели, чтобы у нас получилась такая ситуация, поэтому решили не ехать.
— Хотели бы сыграть за сборную?
— Посмотрим, как будет складываться ситуация. 2 года назад нам запретили играть национальную команду, сейчас все поменялось, руководство поменялось, разрешили приезжать играть. Думаю, здесь нужно будет смотреть в конце сезона, насколько будет позволять здоровье. Главное сейчас хорошо сыграть сезон здесь. Это все еще очень далеко.
— Многие федерации рекомендовали своим игрокам уехать из России несколько лет назад. Вы были в числе тех игроков, которые остались.
— Нам не говорили конкретно, что нужно уезжать из КХЛ. Был ультиматум: остаешься в КХЛ — не играешь за сборную. Я здесь играл и до этого много лет, мне здесь очень нравится. Не вижу никакой проблемы в том, чтобы остаться. Я играю в хоккей и все.
— В КХЛ стало приезжать больше иностранцев. Можно ли сказать, что лига стала популярнее?
— Лига всегда была популярной и будет популярной. Мне кажется, это больше связано с увеличением лимита на легионеров. Ребята хотят играть в хороший хоккей, и у них появилась такая возможность.
«Ружечка — часть моей семьи»
— В команде появился еще один словак Адам Ружичка. Часто общаетесь между собой?
— Конечно, общаемся очень много.
— Помогаете ему с адаптацией в команде, в городе?
— Он очень быстро адаптировался. У нас все пацаны классные, дружелюбные. Помогли ему быстро адаптироваться, у него все хорошо. В бытовом плане, конечно, помогаю, мы же семья (прим. — сестра Адама Ружички — жена Михала Чайковски). Мы всегда вместе, живем в одном доме.
— Было ли что-то, что его удивило?
— Всегда, когда он из Америки приезжал, а я из России, мы всей семьей собирались, я ему много рассказывал о жизни здесь. Так что он приехал подготовленный. Когда ты едешь сюда, все зная, тебе намного проще адаптироваться.
— Перед тем, как перейти в «Спартак», он с вами советовался?
— Мы много всего обсуждали, да. У него было много предложений из КХЛ, но он решил приехать именно в «Спартак». Я ему рассказал, какая у нас классная команда, хороший коллектив, чего мы хотим добиться. Рассказал ему про тренерский штаб, как здесь все устроено. И он решил ехать сюда. Всегда легче ехать в команду и страну, когда рядом, по сути, семья. Я ему сказал, что двери моего дома для него открыты. Ему не пришлось жить в гостиницах. С адаптацией не было проблем.
— Русскому его учите уже?
— Да, он уже многое понимает, учится сам.