Владимир Шадрин. Помним
Сегодня, 6 июня, исполнилось бы 76 лет Владимиру Николаевичу Шадрину – легендарному центрфорварду «Спартака» и сборной СССР, двукратному чемпиону Олимпийских игр (1972, 1976), пятикратному чемпиону мира (1970, 1971, 1973 – 1975), участнику великой Суперсерии матчей СССР – Канада (1972), воспитаннику «Спартака» и трижды чемпиону страны (1967, 1969, 1976) в составе родного клуба, автору 213 шайб в 445 матчах за московский «Спартак» (1965 – 1979). Владимира Николаевича Шадрина не стало 26 августа 2021 года – вечная память прославленному хоккеисту и великому спартаковцу!
В память о великом хоккеисте «Спартака» и сборной СССР представляем текст Андрея Тупикова, посвящённый любимцу многих поколений болельщиков «Спартака», Владимиру Николаевичу Шадрину.
Владимир Шадрин. Главный инженер хоккея
Когда этот материал был почти готов, в сети обнаружилась редкая ссылка на киножурнал газеты «Советский Спорт» 1983 года выпуска, где Владимир Шадрин буднично рассказывает о Канаде – главном сопернике советских хоккеистов. Рассказывает все это Владимир Николаевич аккурат после встречи ветеранов СССР и Канады во время проведения ежегодного турнира на Приз газеты «Известия». В 1983 году ветеранам отечественной сборной было от силы чуть за тридцать, но Шадрин грустно вещает о том, что ноги уже не такие быстрые, что Александр Якушев уже не тот ястреб каким был в молодости, а дети вчерашних хоккеистов буквально наступают на пятки отцам в плане хоккейного мастерства. Сегодня, тот их возраст – совсем не ветеранский. Большинство современных хоккеистов преспокойно гоняют шайбу на высоком уровне и не помышляют о том, чтобы записать себя в аксакалы.
Почти три года назад, после тяжелой болезни, Владимир Николаевич Шадрин покинул нас навсегда. Звезда советского и красно-белого хоккея, который вопреки обстоятельствам стал настоящим символом спортивной надежности. Если послушать рассуждения партнеров Шадрина по сборной и «Спартаку», то почти все отмечают один занятный нюанс: у Владимира было неказистое, даже угловатое катание, при этом он был на дефицитной нынче позиции центрфорварда, у которого, по словам очевидцев, были «глаза на затылке». Культура филигранного паса, цепкость, настойчивость, надежность, вылепили из Шадрина поистине культового хоккеиста на десятилетия вперед. И если Александр Якушев или Вячеслав Старшинов отличались бомбардирскими навыками и финтами, то Шадрин всегда был где-то рядом, там, где шайба попадала на его крюк, а он уже прекрасно знал, где находится его партнер, который обязательно замкнет и не закопает в лёд идеально созданный момент для взятия ворот. В хоккее могут быть волшебные ноги и руки, отменное катание, но самое главное качество центра атакующего звена – это думающая голова и постоянный анализ действий, умение в доли секунды спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации.
Фамилия Шадрин очень сочетается со словом «щедрость». У Владимира Николаевича никогда не наблюдалось отчужденности или заносчивости. Он из разряда тех советских спортсменов, обладавших живой, какой-то по-хорошему свойской внешностью без эгоизма. Шадрин располагал во всем: и в манере своей игры, и в выражении лица. Уникальное сочетание интеллектуального начала, инженерной хватки и спортсмена до мозга костей. Всё это не случайно. Математическая школа МГУ, МИНХ и ГП имени И. М. Губкина, высшая школа тренеров, и все это на фоне изнурительных хоккейных нагрузок, бесконечных сборов и большого количества игр за родной «Спартак» и сборную.
Начинал в хоккее Владимир Шадрин очень бодро. Рулевой «Спартака», великий Всеволод Бобров поверил в семнадцатилетнего Шадрина, выпустив необстрелянного хоккеиста в игре с принципиальным соперником – московским «Динамо». Доставалось ему сильно, от скоростей и персоналий вокруг голова шла кругом, но Владимир не растерялся и даже забросил шайбу. Редкое счастье – дебютировать в элитном хоккее с гола. На фоне партнеров по команде, гегемонов советского хоккея Старшинова, Якушева, Мартынюка и братьев Майоровых, Шадрин имел сумасшедшую статистику – 445 игр в чемпионате СССР и 213 шайб! Поэтому и не особо удивляет тот факт, что в легендарной серии с Канадой в 1972 году Шадрин, вслед за Якушевым (7 шайб + 4 передачи), стал вторым бомбардиром сборной СССР (3 шайбы + 5 передач). Если вперёд летело спартаковское звено сборной, то Шадрин всегда был в районе заброшенной шайбы. Либо красиво отдаст, либо сам решит эпизод.
Удивительно, но пик карьеры многократного чемпиона мира, двукратного олимпийского чемпиона, пришелся не на игры в суперсериях с Канадой и с клубами НХЛ, а на одну из самых легендарных побед сборной СССР в австрийском Инсбруке, во время зимней Олимпиады 1976 года, где Шадрин стал лучшим бомбардиром. Решающая игра была с вечно неудобной сборной Чехословакии. Наша сборная, уступая 0:2 в первом периоде, предоставила чехам шикарный шанс решить всё здесь и сейчас. СССР осталась в меньшинстве, втроем против пятерых соперников, но выстояли вопреки тому, что соперник обладал отличной реализацией лишнего. Шадрин, Ляпкин и Цыганков ничего не дали сделать чешским мастерам около ворот Владислава Третьяка. Этот момент стал переломным в матче, вселил в советских хоккеистов уверенность, после чего они выиграли тот матч 4:3 и завоевали золотые медали. Кстати, Владимир Николаевич забросил первую, а заодно переломную шайбу в этой игре. В этом был весь Шадрин. Если тренерам в тяжелую минуту нужно было на кого-то положиться, то это был Шадрин, потому что знали, что никогда не подведет.
После 14 лет карьеры в родном «Спартаке» (1965-1979) и трех чемпионств СССР (1967, 1969, 1976), Владимир Николаевич не стал покидать хоккей и уехал вместе Юрием Ляпкиным покорять экзотическую Японию. И там Шадрина также ждал успех – 4 чемпионских звания с хоккейным клубом «Одзи Сейси» в качестве играющего тренера. Не бог весть какое достижение для звезды мирового хоккея в нехоккейной стране, но все-таки. По возвращении на Родину, Шадрин успел поработать старшим тренером «Спартака» (1984), старшим тренером СДЮШОР «Спартак» (до 1991 года), старшим тренером юношеской сборной России (1992-1997) с которой ему удалось выиграть золото юниорского чемпионата Европы в Уфе. В той команде, кстати, блистали Андрей Зюзин, Андрей Марков, Олег Кваша, Максим Афиногенов, Сергей Самсонов, Владимир Антипов. Так что и после окончания хоккейной карьеры Владимир Шадрин всегда был на виду. Человек, который всю свою сознательную жизнь отдал хоккею!
P.S.: Когда Владимира Шадрина спросили, не жалеет ли он, что стал хоккеистом, а не инженером или олигархом нефтяной промышленности, он ответил не сразу, чуть подумав:
«Да, большой спорт – это не только пироги и пышки, но и синяки и шишки. И если сложить все мои награды и звания и отнять травмы и болезни, которые получил за длительную карьеру, то получится равенство. Но я ни о чем не жалею. Я видел и чувствовал любовь болельщиков, доверие партнеров, и только ради этого стоило стать хоккеистом».