С Бесковым - о хоккее
[18.11.2020]
spartak.ru
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения замечательного отечественного тренера, многолетнего наставника футбольного «Спартака» Константина Ивановича Бескова. Но в этом разговоре с уникальным человеком футбол отошёл на второй план…
От автора. К 75-летию Константина Ивановича я брал у него интервью для издания «Твой футбол». Разговор тогда получился долгим и подробным, но из-за некоторых ограничений печатной площади воспоминания Бескова о его взаимоотношениях с коллегами по хоккейному цеху в итоговую версию не вошли. Так что этот отрывок публикуется впервые.
- Вы как-то взаимодействовали с хоккейным «Спартаком»?
- Так между нами постоянно же устраивали соревнования! Для меня всё началось с конца 1976-го, когда я только принял команду. Тот год ведь сложился так, что хоккеисты стали чемпионами, а футболисты вылетели в первую лигу. И на приеме перед новым годом нам ставили их в пример. Один какой-то профсоюзный деятель договорился до того, что мы тоже должны в предстоящем сезоне подняться выше ЦСКА! Я тогда в ответном слове сказал, что не могу такого обещать: они всё же в высшей лиге пока играют. Если уж год назад, при Тарасове не вылетели, то сейчас - тем более.
- Вы сильно удивились, когда узнали, что Анатолий Владимирович принял футбольную команду?
- При всех амбициях Анатолия - у нас всё-таки разные виды спорта. У него же в тот год Володька (Владимир Федотов, зять Бескова — С.М.) играющим тренером был. И когда он мне ещё при подготовке к сезону рассказывал, что они у Тарасова блины для штанги видят чаще мячей, я понимал, что ничем хорошим это кончиться не может. Так и получилось - команда выглядела какой-то растерянной. А Тарасов оказался психологически не готов.
- К чему?
- К такому количеству поражений, которые на него обрушатся. Он ведь в хоккее очень мало проигрывал - что с ЦСКА, что со сборной. Поэтому и не знал, как из этого состояния выйти. Тринадцатое место - когда Анатолий такие кошмары переживал?!
- Вернемся к началу в «Спартаке». Вы ведь были раньше знакомы с Карповым?
- Конечно! Он пришел в «Динамо», когда я ещё играл, а мы с хоккеистами всегда дружили. И в «Спартаке» встретились как старые приятели. Правда, они после чемпионства стартовали не очень - и на том приёме в профсоюзах Николай мне сказал, что не понимает, в чем дело - состав почти весь тот же, а игра куда-то ушла. А я тогда и говорю: может, зря ты всех сохранил - надо было кого-нибудь отчислить, чтобы остальные задумались? Но он только рукой в ответ махнул.
- То есть нормальное состояние игрока - это жизнь под постоянным страхом отчисления?
- Да, игрок должен бояться. Но - не тренера, а собственной самоуспокоенности. Он ведь зациклен на себе, на своей зоне ответственности - а тренер отвечает за всю команду. И если ему дают работать долго, то и за её перспективу. Ты понимаешь, кто уже проходит свой пик, и прикидываешь, кем будешь его менять.
- А прошедший пик сам это чувствует?
- Как правило - нет, главное, чтобы это чувствовал тренер. Николай Иваныч Карпов тогда упустил, наверное, этот момент - и на следующий год после чемпионства было шестое место. И уволили уже его самого.
- Вы так хорошо запомнили, какое место заняли хоккеисты «Спартака» в 1977-м?
- Так в этих профсоюзах только и разговору было: как можно оказаться ниже «Химика» с «Трактором»?! Поэтому и запомнилось. Но Карпова было жалко: он еще у Тарасова выигрывал, опять вам первое место принес - так потерпите немного, он во всём разберется! Но нет - и Николая освободили, и со сменщиком ошиблись.
- Вы про Черенкова?
- Про него. Не мое, конечно, дело, но зачем было тащить тренера из Саратова, который занял в тот год вообще последнее место?! Вы хотели опять подняться на прежний уровень, причем - сразу, а для него даже ничьи с этими «Химиками» и «Тракторами» были достижениями. А поражения от них - в порядке вещей. Но если тренер хочет добиваться серьезных успехов, от него должна исходить непримиримость к таким вещам, и команда должна это чувствовать. Иначе - ничего не получится. Вспомнил, кстати: в 1978-м их ругают за восьмое место, а нас не очень хвалят за пятое. И я тогда напоминаю: вы же два года назад говорили, что мы должны ЦСКА опережать. Пожалуйста: они - шестые…
- А кто были все эти люди, дававшие такие наказы?
- А вот это тебе надо было у Николая Петровича Старостина спрашивать - он их всех по именам-отчествам знал и с днями рождения поздравлял. Такая вот у него работа была. А мне-то зачем было их всех запоминать?
- Но с приходом Кулагина хоккейная жизнь в клубе наладилась?
- А вот это был правильный выбор! Борис быстро во всем разобрался - и при нём «Спартак» уже постоянно шел в призёрах. Как, собственно, и мы - когда чемпионами не становились… И на этих приёмах и собраниях нам с ним уже оставалось выслушивать, что движемся мы исключительно в правильном направлении. Когда результат даешь - ты сразу для всех начальников хороший.
- А кто из хоккеистов на вашей памяти лучше всех играл в футбол?
- Наше поколение, наверное, не берём - иначе долго фамилии перечислять придется. А вот когда я тренером уже работал - Борис Майоров мог, наверное, футболистом стать, но выбрал хоккей. Ну а если из поздних, то когда я впервые увидел, как какой-то пацан, совсем только приехавший в хоккейное «Динамо», работает в Новогорске с мячом, то сразу пошел к Чернышёву с расспросами. Аркадий Иванович сказал, что это Мальцев, не помню уже откуда его привезли, 19-летний самородок. И то, что он вытворяет ногами- это даже не полдела, у него и руки ещё золотые. Я не удержался - сходил и на ледовую их тренировку. Посмотрел немного и понял, что этого парня мне в футбол не перетянуть…
Константин Иванович Бесков
Родился 18 ноября 1920 года в Москве.
Выступал за команды «Металлург» (Москва), «Динамо» (Москва). Чемпион СССР (1945, 1949), обладатель Кубка СССР (1953).
Тренировал команды «Торпедо» (Москва), ФШМ (Москва), ЦСКА, «Заря» (Луганск), «Локомотив» (Москва), «Динамо» (Москва), «Спартак» (Москва), «Асмарал» (Москва), сборную СССР. В качестве тренера: чемпион СССР (1979, 1987), обладатель Кубка СССР (1967, 1970), обладатель Кубка России (1995), многократный серебряный и бронзовый призёр чемпионатов страны, серебряный призёра чемпионата Европы (1964), финалист Кубка обладателей кубков (1972), бронзовый призёр Олимпийских игр (1980).
Скончался 6 мая 2006 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Сергей Микулик