Пресса
Как всё начиналось?
[03.07.2019]  zen.yandex.ru

Как изменился хоккей за семь десятилетий?


Как выглядит хоккей сегодня? Залитая светом ледовая площадка, мощное звуковое оформление, красочное пространство, в котором прихотливо переплетаются огненные всполохи фейерверка с трепещущими в воздухе лазерными картинками. Беспрестанно работает видео-табло, на котором можно увидеть и повторы заброшенных шайб, и портреты игроков, и даже собственную удивленно-радостную физиономию. На трибунах зажигают нарядные девушки и неутомимые ряженые куклы-талисманы. Хоккеисты выскакивают на лед в яркой форме, превращающей их то ли в сказочных рыцарей, то ли в астронавтов, готовых к штурму новых планет. Десятки телекамер отовсюду пристально следят за каждым нюансом игры. Вот кадры со шлема судьи, вот – из ворот. Не ровен час, скоро камеру вмонтируют в шайбу. Телевизионная трансляция изобилует компьютерной графикой, комментаторы сыплют свежей информацией, которая тут же, по ходу игры, собирается, обрабатывается и становится доступной всему миру в сети Интернет. В перерыве вы выходите в фойе, где в уютной обстановке можно перекусить и купить всевозможную атрибутику, красочные программки и даже свитер любимой команды, который практически невозможно отличить от игрового. Сегодня хоккей - это прочный сплав спорта, зрелища и бизнеса. Сегодня на хоккей идут семьями. Это весело, интересно и престижно. Сегодняшний наш хоккей - это результат семидесятилетней эволюции. Эволюции организации, правил, формы, тренерских идей. И сейчас с высоты семи прожитых нашим хоккеем десятилетий было бы любопытно обозреть процесс этой эволюции.



Хоккей с шайбой после победы в Великой Отечественной войне буквально ворвался в спортивную жизнь страны. Между принятием решения о развитии этого заморского вида спорта в СССР и началом первого чемпионата страны прошли какие-то месяцы. Что было в распоряжении энтузиастов, взявшихся за освоение новой игры? Образцы клюшек, привезенных из Европы, которыми пользовались студенты спортивных ВУЗов. По легенде они были подарены советским спортсменам немецкой рабочей командой «Фихте», приезжавшей поиграть в хоккей с советскими трудящимися в 1931 году. Что-то рассказали, показали и подарили представители прибалтийского хоккея, который самостоятельно развивался с тридцатых годов, правда, без особых достижений. Имелась информация о занятиях хоккеем на украинских территориях, входивших ранее в состав Польши. Но самым главным источником знаний являлись фундаментальные труды институтов физкультуры Москвы и Ленинграда – книги «Спортивные игры», вышедшие незадолго до войны (1939 год), где имелось достаточно подробное описание хоккея: правил, экипировки, исполнения технических приемов, тактики и тренировки. Правда, выглядело это описание весьма своеобразно. Приведем небольшой пример: «В канадском хоккее существуют два вида расстановки игроков при начале игры. Первый – это расстановка игроков треугольником: вратарь, два защитника и три нападающих. Второй – расстановка игроков в одну линию от ворот к центру. Первая расстановка считается общепринятой, вторая используется против команды, в которой имеется особо сильный прорывающийся нападающий».

Как ни старались собрать о хоккее с шайбой как можно больше информации, в итоге оказалось, что он был проведен… по давным-давно устаревшим правилам. Высота борта хоккейной площадки составляла всего 25 сантиметров. При этом сам борт просто устанавливался на лед и легко сдвигался практически при любом столкновении игрока с ним. Игра состояла из трех периодов по 15 минут чистого времени. Замена игроков разрешалась только после остановки игры. Полевым игрокам запрещалось участвовать в игре, находясь в положении лежа. Штрафное время, налагаемое на игрока, варьировалось гораздо шире. Было, например, удаление на одну минуту. Если удалялся вратарь, его место занимал полевой игрок. И это еще не все отжившие даже на тот период фрагменты правил.

Внешний вид игроков больше был почти полностью позаимствован из хоккея с мячом: спортивные шаровары, куртки или свитеры и вязаные шерстяные шапочки характерной формы. Защитная амуниция была в основном взята из футбола и хоккея с мячом. Больше всего доставалось вратарям. Они вынуждены были изготавливать для себя всяческие приспособления, защищавшие тело от попадания непривычно тяжелого игрового снаряда. Особенно популярны были стеганые передники. Вратарские щитки также были самодельными. Много неудобств доставляла вратарям клюшка. Большинство голкиперов было выходцами из хоккея с мячом, где она не применялась. Говорят, что вратарь Дмитрий Петров изготовил маленькую вратарскую клюшку, которую прикреплял к запястью и ловил шайбу обеими руками (правда, вряд ли такой номер мог пройти, поскольку правила все-таки регламентировали размеры всех элементов инвентаря), в то время, как другие просто отбрасывали клюшку в особо ответственный момент, за что получали штраф…

Огромная работа была проведена организаторами между первым и вторым хоккейными сезонами. Прежде всего были существенно откорректированы правила, которые привели в полное соответствие с международными. Их удалось добыть, перевести с английского на русский и издать. Брошюра начиналась словами: «Эти правила изложены в редакции, отличающиеся от редакции правил, по которым в СССР играли в прошлом году. Время (чистое) игры теперь 60 минут. Уточнены правила в части удаления и замены игроков. Разметка поля теперь иная, изменились правила о зонах. Введен штрафной бросок и т.д.»

Изменилась и форма игроков. Со второго сезона стали применяться хоккейные шорты с вшитыми элементами защиты. Постепенно игроки стали использовать велосипедные шлемы, реже – боксерские, а вратари взяли на вооружение даже шлемофоны танкистов. Их головные уборы по-прежнему не регламентировались. Вратари чаще всего использовали футбольные кепки. Самым оригинальным головным убором обладал рижанин Харий Меллупс. Это было нечто среднее между картузом и польской шапкой-конфедераткой.

На хоккейной форме сначала было крайне мало декоративных элементов – полос, эполетов, эмблем. Самыми нарядными выглядели хоккеисты команды ВВС. Их игровые свитеры представляли собой чередование голубых и желтых вертикальных полос (цвета флага ВВС СССР), за что болельщики прозвали хоккеистов ВВС «матрасниками». В черно-белом варианте летчики были похожи на хоккейных арбитров, которые в то время, правда, еще не носили полосатых свитеров. А вот эмблему на игровые куртки первыми, возможно, поместили спартаковцы. По крайней мере на фотографиях первого чемпионата на груди у них, в отличие от других команд, уже видны характерные ромбики.

Стоит упомянуть о коньках. Сначала пришлось использовать коньки для хоккея с мячом с более длинным и прямым лезвием. Они обеспечивали высокую скорость и накатистость, но были недостаточно маневренными. По мере приобретения их стали вытеснять настоящие коньки для хоккея с шайбой – «канады». Лезвие «канадок» было короче и загибалось вверх в носочной и пяточной частях. Такая форма конька существует и по сей день с той лишь разницей, что совершенствовалось крепление лезвия к ботинку. На смену клепке пришел пластик. Современные коньки почти полностью состоят из пластика, а ботинок моделируется по форме ноги хозяина, плотно охватывая голеностоп. С одной стороны, это весьма удобно и снижает нагрузку на суставы, с другой, уменьшает их подвижность, а, следовательно, и маневренность.

Игровой номер поначалу не был персонифицирован, а отражал позицию игрока и смену, в которой он начинает игру. Но даже после того, как номера «привязали» к игрокам, долгое время эта привязка не контролировалась, и под одним и тем же номером в одном сезоне в команде могло отметиться неограниченное количество хоккеистов, как, впрочем, и хоккеист мог играть в течение сезона под разными номерами. Конец этой вольнице был положен тогда, когда протоколы хоккейных матчей стали обрабатываться компьютерными программами. Появилась даже сквозная нумерация команд мастеров и фарм-клубов. Подхвачена у НХЛ была и практика изъятия из оборота номеров особо отмечаемых хоккеистов. Первым стал 17-й номер Валерия Харламова.

До начала 60-х годов игровая форма хоккеистов на вид практически не меняется. Но вот во время чемпионате мира 1961 года на некоторых игроках появляются шлемы, которые со временем станут самым характерным элементом внешнего вида хоккеиста, не считая клюшки. В наш хоккей шлемы приходят в сезоне 1962 – 1963 годов. Чаще всего на их лобовой части видна странная надпись «SPAPS».

Авторство первого европейского хоккейного шлема SPAPS приписывается Свену Тумбе Юханссону. Одна модель имела открытую верхнюю часть, вторая – закрытую. В 1963 году начинает производство шлемов шведская фирма «JOFA», ставшая на долгие годы законодательницей моды хоккейных головных уборов. Наиболее популярной и почитаемой является четвертая модель шлема «JOFA», получившая в народе имя «Йофа-Гретцки». Она сочетала в себе легкость, изящество и неплохой на то время уровень защиты. Дольше всех из мировых звезд кроме Уэйна Гретцки применяли его Игорь Ларионов и Яромир Ягр. Расстаться с полюбившейся моделью их заставил официальный запрет ИИХФ на ее применение как несоответствующей требованиям безопасности. Ясное дело, что мастера использовали фирменные шлемы. Для любителей и детворы старалась местная промышленность. Наиболее распространены были изделия фирмы «Salvo» (в основном коньки и шлемы). В плане дизайна обычно повторялись в упрощенном виде зарубежные модели. Занимался выпуском детских шлемов, имитирующих «SPAPS», ленинградский завод «Спорт». Позднее в обиходе советских игроков появились шлемы канадских фирм ССМ, Cooper и финской «KОНО». Последняя больше специализировалась на производстве клюшек. Именно они стали первыми зарубежными моделями, попавшими в руки наших мастеров. Клюшка тоже подверглась значительной эволюции. Ее крюк изначально прямой сначала получил изгиб в сторону, противоположную хвату. А затем поменялся и материал. Дерево почти полностью заместилось пластиком. Клюшка стала разборной – с возможностью замены пера. Не обошлось и без курьезов. Так всерьез рассматривалась возможность игры клюшкой с раздвоенным крюком, как бы обеспечивающим загиб в обе стороны. Нетрудно догадаться, что это новшество не прижилось, как и замена шорт брюками. 

Вообще, эволюция всего хоккейного обмундирования шла по двум вполне логичным направлениям: большей безопасности и эргономичности. Далее к нему добавились дизайн и расширение типоразмеров.

Следует отметить еще один момент. С начала 60-х годов хоккей начинают показывать по телевидению. Учитывая, что оно в то время было черно-белым, игрокам пришлось менять подход к расцветке и рисунку формы. Если раньше участникам матча необходимо было обеспечить только контрастность цветов формы по отношению друг к другу (например, команда могла иметь два комплекта свитеров с преобладающим цветом – синий и красный), то теперь приходилось еще обращать внимание и на то, чтобы форма одного из соперников на черно-белом экране смотрелась светлой, а другого – темной, ведь телезритель должен был отличать игроков одной команды от другой. Надо признать, что не всегда это условие соблюдалось. Даже семидесятые годы изобиловали телевизионными репортажами, в которых отличать соперников можно было только по второстепенным деталям формы. Сильно менялся материал формы и ее фасон. Еще во время Суперсерии-72 наши хоккеисты играли в шерстяной форме, которая была весьма непрочной, изобиловала потертостями и откровенными дырами. На смену ей вскорости пришла специальная ткань, именуемая в народе «сетка». Она специально создавалась для занятий спортом, сочетала в себе необходимые для игры, гигиены и здоровья свойства. До сего момента она постоянно совершенствуется. В плане фасона особенно выделялись игровые свитеры 60-х – 70-х годов со шнуровкой в области ворота. Сейчас иногда повторяют этот ход, но уже чисто из соображений дизайна. Не так давно появились термины «домашняя» и «гостевая» форма. Причем изначально как домашняя определялась светлая форма, а с 2008 года (с момента образования КХЛ) домашняя форма стала темной.

После того, как хоккейные правила в нашей стране стали соответствовать международным, это соответствие всегда старались сохранять. Хоккейные законы постоянно совершенствуются. Тому имеется много причин. Главными из них можно считать безопасность спортсменов, поддержание динамичности игры, борьба с грубостью и недисциплинированностью, пресечение попыток добиться результата неспортивными методами и т.д. Но были среди изменений такие, которые затрагивали сущность игры, ее философию. К ним можно отнести по хронологии выход удаленного игрока со скамейки штрафников после реализации лишнего в конце 50-х годов, разрешение силовой борьбы по всему полю в 1970 году и недавнюю «отмену» красной линии.

В нашем обзоре эволюции хоккея мы коснулись только некоторых её аспектов. Ведь эта тема настолько обширна, что достойна книжного формата… Хоккей эволюционирует прямо на наших глазах. Кто-то видит в ней путь к совершенству, кто-то с ностальгией вздыхает по майоровско-якушевским временам, сетуя на однообразность и излишний силовой характер нынешнего хоккея. Но хоккей по-прежнему любим в нашей стране, родители спешат отдать своих детей в хоккейные школы, и каждый вечер хоккейное зрелище радует миллионы любителей спорта. Уже больше 70 лет.

Владимир Кузьмин

Источник: zen.yandex.ru


Зал славы «Спартака»

Энциклопедия «Спартака»




© Информационное агенство «Фотоагентство История Спартака (Photo Agency Spartak History)»
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 66920 от 22.08.2016, учредитель ООО «БТВ-Инфо»
16+
  Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте www.spartak-history.ru, являются объектом исключительных прав, в том числе зарегистрированный товарный знак «Спартак», и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Размещение и/или использование товарного знака «Спартак» без согласования с МФСО «Спартак» рассматриваются как нарушение прав собственности в соответствии с действующим законодательством. Использование иных материалов и новостей с сайта и сателлитных проектов допускается только при наличии прямой ссылки на сайт www.spartak-history.ru. При использовании материалов сайта ссылка на www.spartak-history.ru обязательна.