«Злился Витя только на льду…»
[26.09.2013]
spartak.ru
Скорбная весть пришла вчера днем – ушел из жизни Виктор Зингер. Умер после долгой болезни – мучился раком горла. А в нашей памяти навсегда останется его неизменная, слегка застенчивая улыбка. С ней он трижды становился чемпионом страны со «Спартаком». С ней в составе сборной СССР завоевывал золотые медали в 1968‑м на Олимпиаде в Гренобле. Его золотой характер вчера вспоминали друзья Виктора – ветераны «Спартака»…
ЗИМИН: ВИКТОР НАС ПОСТОЯННО ВЫРУЧАЛ
– Витя был абсолютно бесконфликтным человеком, – вспоминает двукратный олимпийский чемпион Евгений Зимин. – У него и в жизни все всегда было хорошо – крепкая семья, друзья его любили. Про таких и говорят: Человек с большой буквы. Светлая ему память.
– Назовите его главное человеческое качество.
– Безотказность. Не могу вспомнить, чтобы он на кого-то обиделся. Или высказал что-то резкое.
– Вам вместе довелось выступать на Олимпиаде-68 во французском Гренобле…
– На Олимпиаде после поражения от чехов Зингер сменил в воротах Коноваленко. И сыграл здорово! В двух матчах пропустил всего одну шайбу. Мы уверенно побеждали… И вдруг перед последним поединком, в котором и решалась судьба золотых медалей, Витя сам подошел к Коноваленко и попросил его заменить. Настоял, чтобы тот сходил к тренерам. Коноваленко послушался, и мы завоевали золотые медали.
– Чем вы объясняете такой поступок?
– Витя всегда был честен. Особенно по отношению к себе. И, наверное, он тогда в душе понимал, что Коноваленко все же чуток сильнее. Вот и высказал прямо свою позицию. Потому что считал, что так будет правильно.
– Часто приходилось слышать: Зингеру не повезло, что он играл в эпоху Третьяка…
– Витя до самого конца своей карьеры играл блестяще. Благодаря ему «Спартак» трижды становился чемпионом. Но спартаковцу в те времена пробиться в сборную было очень сложно! Ведь что такое настоящий вратарь? Это человек, который выручает команду в самых нужных матчах и в самые ответственные моменты. Вот как сейчас динамовец Саша Еременко в финалах Кубка Гагарина. Он именно спасал команду, когда одна шайба решала все. А Гарнетт из «Трактора», тоже, безусловно, классный голкипер, это сделать не смог. Вот Зингер нас выручал постоянно. И особенно ярко и здорово играл против ЦСКА.
МАЙОРОВ: ЛИЧНО РЕКОМЕНДОВАЛ ЗИНГЕРА ЧЕРНЫШЕВУ
– В 1963 году мы узнали, что на воротах у куйбышевской команды играет талантливый парнишка, – рассказывает о появлении Зингера в «Спартаке» двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров. – И Всеволод Бобров пригласил его в нашу команду. Причем Зингер сразу стал в «Спартаке» основным голкипером. До этого-то у нас в воротах чехарда была. Прогрессировал Виктор очень быстро. И уже в 65‑м попал в сборную на чемпионат мира. Кстати, так получилось, что именно я и дал ему рекомендацию. Интересная была история!
Перед тем ЧМ у нас были товарищеские матчи – с ФРГ и ГДР. И вот играем мы с западными немцами. Задание сверху – забить как можно больше! По крайней мере выиграть с более крупным счетом, чем у ГДР. А тут мы только шайбу забросим – немцы нам сразу в ответ. Качели! На воротах у нас Виктор Толмачев из ЦСКА. И какие-то нелепые голы пропускает.
Одну шайбу – чуть ли не с центра поля. Аркадий Чернышев, возмущенный этим, стоит у калитки. Я сижу рядом на скамейке – не наша смена. И тут тренер, покосившись на меня, так зло говорит: «Ваш-то тоже, наверное, пускает?!». А я ему в ответ: «Ну что вы, Аркадий Иваныч, у нас вратарь надежный. Стена!».
Уж не знаю, что больше сыграло роль – мои слова или… Наверное, все же блестящая игра самого Зингера. Но на чемпионат мира через месяц поехал уже он.
В сборной Витя прижился очень легко. Он – очень компанейский человек. Никогда себя не выпячивал, ни с кем не ругался… Врагов у него не было. И быть не могло. Любому другому вратарю запросто могли высказать: «Ах ты пеночник!». А к Виктору относились совсем по-другому.
ШАДРИН: ПОМНЮ, КАК ОН ГОНЯЛСЯ ЗА БЛИНОВЫМ
– Очень горько, что ушел наш хороший друг, – говорит двукратный олимпийский чемпион Владимир Шадрин. – Скромнейший человек! А ведь у него были такие достижения…
– В чем проявлялась его скромность?
– Во всем образе жизни. В последнее время он жил за городом. У них там есть домик… Супруга Виктора умерла два года назад. И он практически уехал из Москвы. Занимался там рыбалкой, это было его хобби. Раз в месяц приезжал на встречи ветеранов «Спартака». Да и на матчи сын Олег его привозил.
– Давно узнали, что он болен?
– Около года назад. Обратил внимание, что у него болело горло. Он, конечно, лечился… Очень интенсивно, с хорошими врачами. Много помогали дети, доставали хорошие лекарства. Но в последнее время наступило явное ухудшение. Все уже понимали, что он неизлечимо болен.
А раньше-то… Талантливый был вратарь. Очень хорошая реакция. С хорошей спортивной злостью. А вот в жизни злости как таковой у него вообще не было. Менялся только на льду.
…Вспоминаю 60‑е годы. У нас был защитник Блинов, который очень сильно бросал от синей линии. Он даже щитки вратарям пробивал. Больно! И голкиперы, в том числе и Виктор, частенько в шутку выбегали из ворот и гнались за ним с клюшкой наперевес. Получалась смешная карусель на льду. Блинов веселится, подпрыгивает, как клоун, а Зингер орет на него, куда ты, дескать, бросаешь…
Дмитрий Пономаренко, Сергей Бегишев