Главный тренер московского «Спартака» Федор Канарейкин в интервью «Газете.Ru» рассказал о выборе капитана команды, о масштабной трансферной кампании, а также о задачах на сезон.
[16.08.2013]
gazeta.ru
— Как оцениваете встречу против московского «Динамо» в рамках подготовки к предстоящему сезону?
— Мы встречались с лидером нашего хоккея. Благодаря этой игре мы увидели моменты, над которыми нам надо работать. Отмечу положительные стороны: мы держали борьбу на протяжении всего матча, команда хорошо каталась, коньковая подготовка была на уровне. В силовой борьбе также не уступили сопернику. Что касается недочетов, динамовцы нас тактически переиграли, плюс мы совершили несколько ошибок, особенно во втором периоде. Первый отрезок игры мы провели на равных, третий тоже нормально, а вот во втором периоде «Динамо» заставило нас ошибаться. Сейчас мы строим новую команду, а, как известно, без ошибок не бывает побед. Игру разобрали вместе с ребятами, проанализировали и знаем, в чем нам следует прибавить.
— Можете ли согласиться с высказыванием форварда «Спартака» Вячеслава Козлова, что в этом матче красно-белые выглядели достойно?
— Я думаю, что счет не по игре. Проигрывая по ходу встречи 0:2 и 1:3, мы имели несколько хороших моментов, но нас подвела реализация. Если бы использовали эти эпизоды, то могли бы зацепить игру и довести ее до положительного результата.
— Денис Бодров выбран капитаном «Спартака». Почему ваш выбор пал именно на него?
— Денис — авторитетный хоккеист в этом составе. Игрок уже много лет работает на хорошем уровне в КХЛ. Второй момент, он уже давно выступает за красно-белых, и это тоже сыграло свою роль. Бодров прогрессирует не только в профессиональном, но и в человеческом плане.
— Ходили слухи, что капитаном назначат Вячеслава Козлова?
— Слава стал ассистентом капитана, так же как и Игорь Волков. Вячеслав для нас больше, чем игрок. Он тот человек, который помогает взаимодействию с командой. В своей карьере он выиграл все. Козлов пользуется авторитетом, как у тренерского штаба, так и у партнеров. Поймите, это не только заслуги прошлого, но и сейчас в матчах и на тренировках подтверждает свой высочайший класс. Роль капитана требует намного больше времени и усилий от хоккеиста, поэтому, пообщавшись, мы решили, что ему это будет тяжело.
— Сам Бодров после своего назначения высказался, что капитан всегда несет ответственность за результат.
— Я считаю, что каждый хоккеист несет ответственность за неудачи. Но все же основная психологическая нагрузка после поражений ложится, конечно же, на тренера.
— В это межсезонье состав «Спартака» очень сильно обновился, каковы причины этих изменений?
— Клуб взял новый вектор развития. Мы поблагодарили ребят, покинувших команду, расстались с ними по-хорошему. И с теми, кто давно был в команде, и с легионерами. Приходит время, и каждый человек нуждается в новом развитии. Практически все хоккеисты, которые покинули наши ряды, востребованы в других клубах. В нашей трансферной кампании мы решили сделать ставку на североамериканское направление. Хотим видеть команду мобильной, агрессивной. При подборе хоккеистов мы смотрели не только на профессиональные, но и на человеческие качества.
— Учитывая хорошее выступление МХК «Спартак», планируется ли привлекать оттуда игроков для игры за основной состав?
— Сильного клуба не бывает без своих воспитанников. Это давно доказано. И «Спартак» всегда стоял на этих традициях. Правда, после Ильи Ковальчука у нас давно не появлялось ярких личностей. Хотя в прошлом году неплохо играл Александр Хохлачев, но, к сожалению, мне не удалось с ним поработать. Когда я пришел в клуб, он отлучался в сборную, после чего мы несколько раз разговаривали с ним. Мне очень нравилось его отношение к работе и прогресс. Но после чемпионата мира он принял решение покинуть «Спартак» и в январе уехал за океан. Меня это очень расстраивает. Я хочу, чтобы ребята оставались в клубе, работали, росли и мужали в нашей команде. После чего они могли бы уезжать в Америку.
Я не против отъезда за рубеж, просто считаю, что сначала надо состояться как игрок здесь, отдать что-то клубу, который тебя воспитал, а потом спокойно отправляться за океан. Что касается молодых хоккеистов, то уже в прошлом сезоне у нас получила игровую практику большая группа ребят 1992 года рождения и моложе. Сейчас все они в обойме и прошли с нами предсезонку. Это голкипер Игорь Шестеркин, защитники Всеволод Сорокин и Евгений Кулик и линия атаки — Артем Воронин и Павел Медведев. Также с нами с начала сезона работает Архип Неколенко. Этот молодой парень 1996 года оставляет приятные впечатления. Но пока мы отдали его в молодежную команду. Мы планируем регулярно контактировать с тренерами «молодежки» и развивать этих ребят.
— Вратарь Сергей Борисов продан в «Атлант». Какие перспективы в связи с этим у Игоря Шестеркина и Александра Трушкова?
— Я вообще вспоминаю с ностальгией спартаковцев 1982–83 годов рождения. Тогда у нас была целая плеяда талантливых хоккеистов. Это и Никулин, и Суглобов, и голкипер Медведев, и Фролов, но, к сожалению, мы не удержали этих игроков. Сейчас у нас подрастают Шестеркин и Трушков — очень перспективные вратари. И наша задача — как можно быстрее раскрыть их. Они должны расти как профессионалы и набираться сил. «Спартак» нуждается в собственных вратарях, которые закроют на ближайшие несколько лет калитку.
— Но при этом из «Сибири» был выписан Джефф Гласс?
— Мы пригласили голкипера, который хорошо провел сезон в сибирском клубе. Он уже не первый год в КХЛ и адаптирован к нашему хоккею.
Тем более прошлый год Джефф провел очень хорошо. Мы рассчитываем на него как на первого номера, но при этом думаем, что Шестеркин по ходу сезона будет полноценно конкурировать за место в воротах.
— То есть на Игоря вы рассчитываете как на игрока обоймы, а Трушков пока будет выступать за молодежку?
— Планируем пристально следить за обоими голкиперами. Как я уже говорил, мы очень тесно взаимодействуем с молодежной командой. Они будут получать регулярную практику в МХЛ, а также станут привлекаться к играм за основной состав. Посмотрим, кто из них выдержит конкуренцию.
— Расскажите, как планируете сотрудничать с фарм-клубом «Сокол».
— Все понимают, что ВХЛ — это переходная ступень от молодежного хоккея к взрослому. Выступления за красноярский клуб помогут молодым хоккеистам быстрее адаптироваться к взрослому хоккею. У них появляется возможность проявить себя и раскрыться. Уже в этом сезоне мы отдали в «Сокол» трех наших игроков: Анкудинова, Денежкина и Пуголовкина. Я плотно сотрудничаю с тренерским штабом во главе с Андреем Мартемьяновым. У нас хорошее взаимодействие, в любой момент мы можем при качественном росте ребят забрать их обратно и дать возможность развиваться у нас. Все будет зависеть от самих хоккеистов. Это уже проторенный путь.
— Как удалось пригласить таких интересных новичков, в частности защитника «Трактора» Дерона Куинта?
— На трансферном рынке была проделана большая работа, учитывая наш скромный бюджет. Ребята, пополнившие красно-белых, с радостью приняли наше предложение. Они были в курсе, что мы строим новый коллектив. Мы все хотим дать импульс развитию клуба, а именно — сделать «Спартак» боеспособной командой.
— Вы завоевывали золото чемпионата СССР в составе «Спартака», а чего нынешней команде не хватает для того, чтобы бороться за самые высокие места?
— Многого. Сама структура пока еще далека от идеальной. Но это не только у нас, у всех московских команд подобная ситуация. Нужны хорошие арены, в таком мегаполисе, как Москва, давно назрел вопрос со строительством современных дворцов, такие как в Казани, Уфе, Магнитогорске, Мытищах. Это все идет вкупе с развитием структуры клуба. Главное, что «Спартак» уже заждался успехов, и мы со своей стороны будем делать все, что зависит от нас.
— Учитывая большое количество новичков, было понятно, что многие хоккеисты покинут клуб. Расскажите о причинах расставания.
— Например, Сергей Борисов. Мы взяли Гласса на роль первого номера, а позволить себе двух высокооплачиваемых голкиперов мы не могли. Тем более у нас есть молодой Шестеркин, на которого мы возлагаем большие надежды. Не буду говорить по каждому хоккеисту, скажу так: кто-то уже пересидел в «Спартаке», у кого-то не хватало эмоций, кто-то не подходил под нашу тактику, которую мы хотим привить новой команде, а кто-то не устраивал по человеческим качествам. Поймите, никто никогда не расстанется с игроком, который устраивает клуб во всем. Уже идет работа с обновленной командой, с новыми ребятами, которые для меня самые лучшие.
— Кстати о посещаемости: несмотря на невыразительную игру в прошлом сезоне, болельщики продолжали ходить в Сокольники и поддерживать команду. В чем секрет?
— «Спартак» — счастливая команда с большими традициями, с великолепными болельщиками, которые прекрасно разбираются в тонкостях игры. Любовь к «Спартаку» передается из поколения в поколение. Поэтому многомиллионная армия болельщиков красно-белых готова на руках носить своих любимцев. Но для этого мы должны играть, показывать интересный хоккей, добиваться результата. В каждой игре мы должны показывать поклонникам полную самоотдачу, игру с душой. И даже когда команда уступает, должно быть видно, что на сегодняшний день игроки сделали все возможное для победы.
— В последние годы спартаковские фанаты устраивают красочную поддержку на трибуне. Как это влияет на настрой игроков и ваш?
— Безусловно, это помогает. И каждый хоккеист сейчас читает в интернете об игре клуба и своей личной. Для нас очень важны как похвала, так и критика, без этого не может быть роста. Мы нормально относимся к критике, когда она по делу.
— Экс-капитан красно-белых Бранко Радивоевич на одном из дерби футбольного «Спартак» против ЦСКА ходил на трибуну активных фанатов и поддерживал одноклубников. А вы бы так смогли?
— Я готов сделать все, лишь бы это пошло на пользу делу, принесло победу «Спартаку» и радость нашим болельщикам. Я готов и буду делать все для результата. Общение с болельщиками и СМИ — одна из сторон профессиональной карьеры любого игрока и тренера. Это нормальное явление, и я отношусь к этому нормально.
— Какие цели на предстоящий сезон?
— Руководство поставило перед нами задачу попасть в плей-офф, поэтому мы не будем забегать вперед и сосредоточимся на этом. Однако по ходу сезона будем корректировать цель.
— Будучи тренером «Магнитки», вы пообещали, что пострижетесь наголо в случае победы в плей-офф, и сдержали слово. На что готовы пойти, если «Спартак» завоюет Кубок Гагарина?
— Мы сначала будем стараться сделать все, что от нас зависит. А в долгую играть я пока не готов. Есть определенные задачи, и мы сосредоточимся на их выполнении. Посмотрим, как будем выступать в регулярном чемпионате.
— Как вы относитесь к переходу Ильи Ковальчука из «Нью-Джерси» в СКА?
— Я оцениваю это вполне нормально. Хоккей — это большой бизнес, а для игрока — возможность в период своей карьеры обеспечить себя и свою семью. Так что я хорошо к этому отношусь. Если человек получил предложение и оно его устраивает, то почему нет? А учитывая, что Илья вернулся в КХЛ, это дополнительная реклама нашему хоккею. Многие мальчишки смогут увидеть его живьем и пойдут в хоккей. Кроме того, это поднимет уровень Лиги, чему я рад. Чем больше таких звезд приедут в КХЛ, тем лучше.
— Была ли у «Спартака» возможность пригласить Ковальчука к себе?
— На сегодняшний день — нет, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы наши воспитанники возвращались именно к нам.
— Как думаете, он сам хотел бы вернуться именно в «Спартак»?
— Наверняка у него остались «чувства» к красно-белым, в карьере ведь ничего не забывается. И первый тренер, и первые шаги, и первая заброшенная шайба. Поэтому то, что ему дал «Спартак», — это та школа, та ступень, которая навсегда останется в его памяти.
Все может быть в этой жизни. У Ильи контракт на четыре года, и кто знает, может, «Спартак» через пару лет будет иметь возможность выкупить его контракт у СКА. И он станет лидером нашим атак.
— Вы в третий раз за свою карьеру возглавляете красно-белых. В чем отличия нынешней команды?
— Мне удалось поработать с мастерами с большой буквы. Это и Болдин, и Прохоров, и Борщевский, и Тюриков. Сейчас хоккей меняется, он становится быстрее и агрессивнее. Еще раз повторю, я доволен всем, что имею, но хотел бы, чтобы спартаковская школа работала еще продуктивнее. Ведь это счастье — работать с молодыми и талантливыми хоккеистами.
— Но ведь сейчас молодежь, проведя даже не сезон, а хороший отрезок, рвется за океан. Тот же Ничушкин. Не торопятся ли наши молодые хоккеисты?
— Каждый вправе сам решать свою судьбу. У любого игрока есть агент и семья, поэтому все решается в узком кругу. Мне в свое время в Магнитогорске довелось поработать с Женей Малкиным. Весь тренерский штаб понимал, что он уже в том возрасте представляет грозную силу и готов стать ключевым игроком в клубе НХЛ. А ехать в АХЛ, чтобы там что-то кому-то доказывать… Не знаю, думаю, и у нас можно хорошо поработать и продемонстрировать свою состоятельность через молодежные чемпионаты мира, а потом уезжать уже готовым игроком, как Ничушкин.
— Вы тренировали юниорскую сборную России, хотели бы попробовать себя в роли наставника главной?
— Я удовлетворен тем, что имею в «Спартаке». Мы поставили цель создать новую команду, чтобы красно-белые стали добротным, боеспособным коллективом. Все мои мысли заняты этим, а о том, что будет дальше, я пока не думаю.