Пресса
«Он умел делать то, что превращает вратаря в героя – спасать»
[24.08.2012]  fhr.ru

Легендарный голкипер московского "Спартака" и сборной СССР Виктор Зингер рассказал о своей карьере и роли в ней Анатолия Тарасова, выступлении в московском "Спартаке" и сборной СССР, а также о взгляде на сегодняшние реалии.

АРМЕЙСКИЕ БУДНИ

- Я родился в деревне Давыдово Рязанской области, - вспоминает Виктор Александрович. - Мама уехала рожать из осаждённой Москвы в октябре 1941 года, а, когда немцев погнали от столицы, мы вернулись домой - в район станции метро Бауманской.

- Не так далеко от Сокольников.

- Да, но я попал в секцию ЦСК МО, располагавшуюся дальше - в районе Аэропорта. В 1954 году набор проводил Борис Иванович Афанасьев, благодаря которому позднее я попал в "Спартак". Посмотрели катание и, когда спросили, кем хочу играть, моментально ответил - вратарём. Даже сомнений не было (улыбается).

- Тренировки проходили на Ленинградском проспекте?

- Стадион располагался слева от нынешнего ЛДС ЦСКА. В 1958 Анатолий Владимирович Тарасов взял меня в штат и стал привлекать к тренировкам первой команды.

- Конкуренция среди вратарей была высокая?

- Естественно. Я был третьим вратарём на подхвате после Николая Пучкова и Юрия Овчукова.Тогда я играл за молодёжную команду. Пучков заканчивал карьеру, а молодой Овчуков играл здорово, тем более, что каждый год подрастала талантливая молодёжь.

- В армейской команде вам было не суждено заиграть.

- В конце 50-х пришло время определяться: подходила пора призыва, а в армии тогда служили 3 года. Меня позвали в 'Даугаву' - в будущем рижское 'Динамо'. По возвращению команды мастеров со сбора в ГДР я написал рапорт об увольнении на имя Тарасова. Анатолий Владимирович меня отпустил, но на следующее утро меня забрали в военкомат, откуда я попал в спортроту.

- Как прошла служба?

- Мне дали чётко понять, что такое служба в армии. Командир полка полковник Максимчик был знаком с Тарасовым, так что вся моя двухмесячная служба проходила под надзором старшего тренера.

- Как же возник вариант с переводом в Куйбышев?

- Перед сезоном 1961 года на базе ЦСК МО "под трамплином" на Ленинских горах собирались все спортивные клубы армии - из Ленинграда, Калинина и Куйбышева. Последний только вошёл в Высшую лигу под руководством Бориса Павловича Кулагина. После этого команду принял Александр Николаевич Виноградов и попросил перевести меня в Поволжье. Так я перебрался в другой домик и оказался в СКА (Куйбышев).

- Так вы стали первым вратарём этого клуба...

- Да, мой портрет даже повесили на доску "Лучшие люди Куйбышева" (улыбается). В то время в Классе "А" играли 20 команд. В Куйбышеве было отличное отношение, и дружная команда. В первый год мы заняли 17 место - неплохой результат для города, в котором в то время только зарождался хоккей.

"СПАРТАК"

- В 63 году пришло время демобилизации, мне уже поступали предложения, но я никому не давал согласия. "Спартак" в то время принял Всеволод Михайлович Бобров, приведя с собой полкоманды, в том числе с периферии, оставив только братьев Майоровых и Старшинова. Борис Афанасьев работал со второй командой, он и отрекомендовал меня Боброву.

- Говорят, что Всеволод Михайлович сам поехал за вами на вокзал.

- Не было такого. Мы как раз отыграли последнюю игру с "Даугавой", и я стал, как сейчас говорят, свободным агентом (улыбается). Выхожу с поезда на Рижском вокзале, меня встретил Афанасьев и сразу повёз в Сокольники. На следующий день я уже тренировался в "Спартаке" с Анатолием Платовым и Александром Прохоровым.

- В том же году вам удалось сыграть за красно-белых?

-"Спартаку" оставалось провести игр восемь. Мой дебютный матч состоялся именно с 'Крыльями', которые принял Александр Виноградов, тоже только перебравшийся из Куйбышева. "Спартак" выиграл 5:3.

- Везло вам с наставниками?

- Мне посчастливилось играть и работать с великими людьми. Советы Александра Виноградова и Бориса Афанасьева очень многое дали мне в Москве и Куйбышеве. Они были рождены работать с молодёжью и детьми.

- В сезоне 64/65 годов у "Спартака" возникли некоторые проблемы с вратарской позицией.

- И в результате Бобров доверил этот пост Зингеру (улыбается). Тот чемпионат начали ни шатко ни валко. Неплохо выступало горьковское "Торпедо" в основном за счёт Виктора Коноваленко и отличных форвардов.

- Коноваленко был полной противоположностью вам - обладая большими габаритами он занимал бОльшую часть ворот.

- Он загораживал всё (улыбается). Я считаю, что это был великий вратарь. В Горьком он был кумиром, и в одиночку мог обыграть любую команду - даже ЦСКА.

- В 1967 году вы впервые выиграли чемпионат СССР со "Спартаком". Тогда скрасно-белые побеждали почти во всех очных встречах с ЦСКА и "Динамо".

- "Динамо" мы всегда обыгрывали. В 67 году верили, что можем стать первыми, весь сезон нас Бобров держал на сборах. Говорил - погулять ещё успеете. Команда была замечательная - Борис и Евгений Майоровы, Вячеслав Старшинов - великие хоккеисты.

- Противостояния с ЦСКА в то время были настоящей войной?

- Конечно, ЦСКА и "Динамо" были для нас принципиальными соперниками. "Локомотив" и "Крылья" - в меньшей степени.

- В 70 году вы уступили армейцам Кубок Европейских чемпионов, зато далее на протяжении двух лет завоёвывали Кубок Ахерна.

- Этот трофей стоял выше Шпенглера и проводился в честь президента мировой федерации хоккея. Оба серьёзных клубных соревнования разыгрывались под Новый год.

В Сокольниках Зингера считали именно спартаковским вратарём, которому была свойственна некоторая доля легкомыслия. Он мог пропустить несколько шайб от 'Трактора', но против ЦСКА играл героически. Он умел делать то, что превращает вратаря в героя - спасать. - прим. автора.

СБОРНАЯ СССР

- В середине 60-х годов Анатолий Тарасов начал привлекать вас в главную команду страны.

- В 65 году мы поехали со второй сборной на товарищеские игры в Финляндию. Внезапно наставник команды Анатолий Михайлович Кострюков сообщил, что меня вызывают в Москву. Только когда добрался до Лужников, я узнал, что вызван в первую сборную.

- С чем был связан такой нештатный вызов?

- В преддверие двух игр с канадцами штабу нужен был твёрдый второй вратарь. Первому номеру - Виктору Коноваленко - дали отдохнуть. Решался вопрос: Зингер или Анатолий Рагулин из 'Крыльев Советов'. На собрании постановили, что оба сыграют по половине каждого из матчей.

- Расскажите о вашем дебюте.

- В Лужниках было битком. Игра шла упорная, свою половину я отыграл после Рагулина, в результате мы с трудом победили канадцев. Второй матч начинал уже я, и нам снова пришлось несладко, но в тот раз мне доверили отыграть встречу целиком.

- Что скажите об атмосфере в сборной СССР середины 60-х?

- Когда приехал на сбор, застал всех корифеев - Локтева, Александрова, Альметова - коллектив был замечательный. Помимо разговоров с Тарасовым и Чернышёвым проводились и внутрикомандные собрания, где шёл серьёзный мужской разговор.

- В 68 году вы провели одну игру на Олимпиаде в Гренобле и получили золотую медаль.

- По-моему, мы уступили чехам, и на завершающую игру с канадцами в последний момент поставили Коноваленко. Мы с ним жили в одном номере и были в очень хороших отношениях. Канадцев разгромили 5:0, после матча ко мне подошёл Витя: "Ты бы не хуже меня сыграл! - А может быть и лучше" (улыбается).

- После Олимпиады нашей сборной предложили сыграть 2 товарищеских матча в Лионе и Париже. Силы были явно неравны, поэтому советские тренеры одолжили французам нашу третью пятёрку и вратаря.

- Точно. Тогда Зингера Французы приняли за своего (улыбается). Первый матч мы играли в Лионе, два периода наши не могли забить. Народ на трибунах небольшого трёхтысячника был уверен: Зингер - вратарь из местных. За французов также выступала тройка Мишаков- Ионов - Моисеев. Такая же встреча состоялась в Париже, и в результате нам заплатили по 100 франков.

- Французскую форму не оставили на память?

- Нет. С меня её снял Тарасов со словами: "Ты за кого играешь, молодой человек?!"

- На следующий чемпионат мира в Стокгольме вы поехали первым вратарём.

- За один проступок Тарасов отлучил от сборной Коноваленко. В результате в Швецию поехал я и Виктор Пучков из Свердловска.

- На том турнире у вас не задался матч с американцами.

- Играл на "жилах", две шайбы запустил издалека. Как мне позже сказали, до этого матча я шёл на звание лучшего вратаря.

- Именно об этом писали в то время в "Советском спорте": стадион "Юханесхофф" вздыхал от бессилия, видя, как Зингер тащил все броски шведов. В обеих победах над хозяевами была немалая заслуга спартаковского "воротчика".

- Да, а чехам я проиграл.

КАНАДА И ПРОФЕССИОНАЛЫ

- В канадских матчах Суперсерии вы были запасным вратарём. Что больше всего запомнилось?

- Во-первых, отношение к этому событию было колоссальное. Нас принимали на самом высоком уровне - охрана, питание, отели выделялись лучшие. Это были первые встречи на таком высоком уровне.

- При этом все были уверены в победе сборной Канады.

- Естественно. Помню первую игру в Монреале: духота была страшная. С самого начала попадаем 0:2, потом Евгений Зимин забивает первый гол, и у нас пошла игра. В результате выиграли 7:3, зрители притихли, а потом стали нам аплодировать.

- Предполагалась ли ротация вратарей?

- Владислав Третьяк играл в канадской части серии, а я должен был защищать ворота в московских матчах. Однако на одной из тренировок перед пятой игрой Валерий Харламов сломал мне палец, в результате я так на лёд и не вышел.

- У канадцев тоже были потери. Много говорилось о том, им не хватало Борри Орра.

- Да, честно говоря, мы его так и не увидели - травма есть травма.

- Как канадские маски перекочевали к нам?

- В то время выступал вратарь Сэт Мартин. Он впервые начал использовать серьёзные маски. В одном из турне по Канаде нам попался его "проспект" с защитой.

- Умельцы быстро нашлись?

- Мы показали этот проспект вратарю "Локомотива" Александру Дуловскому, который у себя на квартире стал делать слепки лиц вратарей и маски на них. У него 'одевались' все голкиперы Советского Союза. С тех пор защита стала более-менее серьёзная.

ТРЕНЕР И ЭКСПЕРТ

- Я закончил играть в 1978 году. Сначала трудился в команде мастеров "Спартака" с Робертом Черенковым и Анатолием Ватутиным. Потом работал в спартаковской школе.

- Кого отметите из воспитанников?

- Если помните, в "Спартаке" был подающий надежды вратарь Андрей Медведев. В 16 лет он дебютировал в основном составе. Ему надо было сделать операцию, но "Спартак" на это не пошёл.

- Что вы думаете о нынешних тенденциях развития вратарского мастерства?

- Сложно сказать. Я думаю, всё зависит от конкретного случая. В современном хоккее у вратарей совершенно другая техника. Самое главное, чтобы у голкипера была хорошая психика и голова на месте, чтобы он мог предугадывать действия противника. В своё время я вёл записи о манере игры каждого соперника. Прокручиваешь в голове эту информацию, выходишь на лёд и приблизительно знаешь, что от кого ждать.

- Что скажете о нынешней сборной России?

- Конечно, многое изменилось не только в жизни, но и в спорте. В основном ребята здорово выступают. Я верю, что наши способны обыгрывать любого соперника и всегда быть первыми!

Пресс-служба Федерации хоккея России


Зал славы «Спартака»

Энциклопедия «Спартака»




© Информационное агентство «Фотоагентство История Спартака (Photo Agency Spartak History)»
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 66920 от 22.08.2016, учредитель ООО «БТВ-Инфо»
16+
  Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте spartak-history.ru, являются объектом исключительных прав, в том числе зарегистрированный товарный знак «Спартак», и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Размещение и/или использование товарного знака «Спартак» без согласования с МФСО «Спартак» рассматриваются как нарушение прав собственности в соответствии с действующим законодательством. Использование иных материалов и новостей с сайта и сателлитных проектов допускается только при наличии прямой ссылки на сайт spartak-history.ru. При использовании материалов сайта ссылка на spartak-history.ru обязательна.