Легендарный голкипер Доминик Гашек: Ржигу уволили, пока я мылся в душе
[05.07.2011]
sovsport.ru
Прекрасно помню, чем прошлым летом поразил меня 45-летний спартаковский новобранец. На первой же пресс-конференции летом 2010-го он пообещал: «Осенью дам интервью по-русски». Пан сказал – пан сделал.
Сейчас Гашек поразил меня снова. Доминик явно плутал в великом и могучем...
«СПАРТАКУ» НАДО БОЛЬШЕ ТРАТИТЬ НА ИГРОКОВ»
– Доминик, неужели вы за три месяца разучились говорить по-русски? Ведь перед отъездом вам можно было твердую пятерку по нашему языку ставить!
– Спасибо за комплимент. Я и сейчас все отлично понимаю, но слова очень быстро ускользают из головы. Что поделать: мне не с кем общаться на русском, а без практики язык забывается. Хотя, стойте, вру: недавно партнер по «Спартаку» Рома Людучин звонил. Кстати, он не дает мне и письменный русский забыть: регулярно пишет эсэмэски. Я напрягаю память и отвечаю. Набиваю русские слова латиницей.
– И зачем звонил Роман? В «Спартак» обратно звал?
– Нет, просто узнавал, как дела.
– И как же?
– О, великолепно. Занимаюсь семьей. Из Америки приехал сын. Рядом дочь, жена – что еще нужно для счастья? Играю в гольф, волейбол, забираюсь в горы на велосипеде. Одним словом, несмотря на лето, я очень занят.
– Давайте вернемся к прошлому сезону. После того как «Спартак» вылетел из плей-офф, вы исчезли. Долго не было понятно, продлите ли контракт, пока наконец новый главный тренер «Спартака» Виктор Пачкалин не сказал: «На Гашека не рассчитываем». Что произошло?
– Ничего сенсационного. Просто уехал домой. А перед отъездом передал руководству клуба через своего знакомого: мне очень нравилось в «Спартаке», но если клуб не планирует покупать больше классных игроков, то, наверное, лучше ему идти дальше без меня. Я хочу играть только в команде, которой по силам взять Кубок Гагарина. Если «Спартак» не желает тратить больше денег на игроков – эта цель недостижима.
– Вы сразу сказали, что не планируете продлевать контракт с красно-белыми?
– Нет, такого я не говорил. Вообще, зря многие думают, что мы плохо расстались со «Спартаком». Просто сказали друг другу «спасибо». И никаких проблем.
В середине марта я приезжал на встречу с болельщиками. В этот день мы и беседовали с генеральным менеджером Андреем Яковенко. О хоккее, о жизни… О чем угодно, но только не о моем новом контракте.
– Это был ваш последний визит в Сокольники?
– Да. И мне было очень грустно расставаться с партнерами, врачами, массажистами. Все они успели стать моими друзьями. Ну и отдельная благодарность болельщикам. Не скажу, что сезон стал для меня провальным, но и успешным его никак не назовешь. И вдруг узнаю, что фанаты признали меня лучшим игроком команды, я стал лауреатом какого-то «Трофи»… Мне вручили приз, а потом многие подходили и дарили маленькие презенты от себя.
«РЖИГА УШЕЛ НЕ ИЗ-ЗА МЕНЯ»
– У вас было время поразмышлять, почему все сложилось так, а не иначе…
– Непростой получился чемпионат. Провальное начало, потом отличная игра, попадание в плей-офф, а там… Я виню себя в том, что сделал для команды меньше, чем должен был. Почему так произошло? Трудно сказать. Мы с капитаном команды Бранко Радивоевичем много говорили об этом. Были моменты, когда «Спартак» отставал от зоны плей-офф на 12 очков. Тогда нам казалось, что шансов пробиться в Кубок Гагарина уже нет. И все-таки мы сделали это!
И были так счастливы, что просто не смогли опять напрячься и показать свой лучший хоккей. Тот, в который играли в январе. Сколько раз в раздевалке говорили друг другу: мы можем выиграть серию у СКА, не хватает совсем чуть-чуть, надо собраться. Но, похоже, в головах у нас были совсем другие мысли. Ну и не стоит забывать, против кого мы играли. СКА – очень сильный соперник.
– Бывший тренер «Спартака» Милош Ржига не раз говорил: если бы вернуться во времени назад, он ни за что не позвал бы Гашека в «Спартак». А Гашек, вернись он в лето 2010-го, поехал бы к Ржиге?
– Я шел не к Ржиге, а в «Спартак». Это главное. Да, Милош меня позвал. Но я приехал бы в любом случае. Даже если бы в команде вдруг оказался другой тренер.
– Так был между вами конфликт?
– Не назвал бы это конфликтом. К руководству с заявлением «уберите Ржигу» я не ходил. Ни один, ни с партнерами. И всегда в игре делал то, что говорил тренер. Но команда проигрывала. И проигрывала много. Может быть, Милош думал, что я виноват. Понять его можно, ситуация складывалась тяжелая. В итоге Ржига ушел. Но произошло это уж точно не из-за Гашека.
– Как Ржига уходил из «Спартака»? Это событие уже обросло слухами.
– В команде после серии поражений поговаривали, что отставка тренера вот-вот может случиться. Но, когда это произошло, все были в шоке. И смотрели на меня. А я говорил: «Что вы смотрите, я только вратарь и вообще такое впервые вижу». И действительно, ни разу до этого в моей команде не менялся тренер по ходу сезона. А в «Спартаке» это произошло. Да еще и два раза за сезон. Сейчас можно улыбнуться, вспоминая те события, но тогда было не до веселья.
– А вы помните, что Ржига говорил, когда прощался с командой?
– Нет, потому что в это время я был в душе. Закончилась тренировка, я разделся и ушел мыться. А когда вышел, кто-то из игроков сказал мне, что приходил Ржига и что он больше не главный тренер «Спартака».
– Игроки не собирались просить за тренера?
– Может, кто-то из ребят, игравших с Ржигой третий сезон, и говорил на эту тему с руководством. Но я старался не лезть в эти дела. Даже если бы ко мне пришли и сказали: «Доминик, ты самый старший, пойдем уговорим клубных боссов» – я бы отказался. Потому что всегда старался только играть. И как можно лучше делать свою работу.
– Вы жили с Ржигой в одной гостинице в Сокольниках. После его ухода прекратили общаться?
– Да, только здоровались, когда встречались в коридоре. Я не хочу сказать, что Ржига – плохой. Ни в коем случае! Наверное, это нормально, что после ухода тренера из команды он и игроки идут каждый своим путем. Но что касается меня, я всегда готов был с ним пообщаться, и побольше.
– Вы наверняка знаете, что Ржига перешел в СКА. Получится у него в питерской команде?
– А почему нет? С такими деньгами, как у СКА, команда просто обязана играть лучше. Ржига получит классных мастеров и сможет решать с ними самые серьезные задачи. «Good luck» – только это и могу ему пожелать.
– Болельщики СКА его не приняли из-за спартаковского прошлого…
– Знаю, знаю. Пока его не любят в Петербурге. Но стоит только начать выигрывать – все поменяется, причем очень быстро. Вот увидите.
ПАВЛОВ ТВЕРДИЛ ОДНО: «ЗАЩИТА, ЗАЩИТА»
– Почему все-таки «Спартак» ушел в крутое пике сразу после начала сезона?
– Еще на предсезонке я почувствовал: в команде что-то не так. Проблема в игровой дисциплине. Один не делает то, что нужно, другой, третий… Мы не играли как команда.
Я никогда до этого не выступал в России, поэтому утешал себя: наверное, это нормальная ситуация, начнется чемпионат и все придет в норму. Но так и не пришло.
– Вам не хотелось на правах ветерана объяснить партнерам, в чем они не правы?
– Начался чемпионат, мы проигрывали матч за матчем, и никто не мог это остановить. Не мог повести ребят за собой. Ни тренер, ни капитан, ни я. Да, мне 46 лет, но я вратарь, который пропускал порой по пять шайб за матч. И как после такого результата я могу укорять в чем-то партнеров?
– Что не получилось у Игоря Павлова, который пришел на смену Ржиге?
– Все тренеры разные. Павлов очень любил теоретические занятия. Таких долгих разборов игр и установок я не видел никогда. Он постоянно твердил: «Защита, защита, защита». И мы перестали забивать. Ничего плохого сказать о нем не могу, чувствовалось, что он искренне хочет помочь «Спартаку» выбраться из кризиса. И все-таки команда заиграла лучше только после его ухода.
– В кулуарах говорили, что он так и не смог найти общего языка с игроками.
– Пожалуй, да. Однажды он очень резко поговорил в раздевалке с молодым защитником. Это никому не понравилось, и мне в том числе. Да, эмоции, бывает, захлестывают тренера. Но это оправданно только тогда, когда есть результат. А его при Павлове не было. И болельщики перестали ходить на наши матчи.
В ХАБАРОВСКЕ ДАРИЛИ ВОДКУ
– Хватит о грустном. Вспомним приятные моменты из российской карьеры Доминика Гашека. 46 лет вам исполнилось в Хабаровске. Это самая дальняя точка, куда вас заносило в такой день?
– Пожалуй, да. Ничего подобного не припомню. Ребята сделали мне роскошный подарок, победив «Амур» – 7:0. Жаль, город посмотрел только из окна автобуса. Зато оказалось, что в Хабаровске живут болельщики «Спартака». Так вот они умудрились выловить меня и подарить книгу о Хабаровске и бутылку водки.
– Что вас больше всего потрясло в российском сезоне?
– Ситуация с увольнением из «Спартака» Павлова. Нам сказали, что он плохо себя чувствует и поэтому не приходит на тренировки. Мы, несколько дней приходя в раздевалку, задавали друг другу вопрос: «А где тренер-то?» И сами отвечали: «Да все болеет». Всем было понятно, что он уже не вернется, и ситуация выглядела абсурдной и смешной. Хотя я, конечно, понимаю, что самому Павлову было не до смеха.
– Догадываетесь, что больше всего интересует читателей?
– Конечно. Все хотят знать, когда же я наконец брошу играть.
– Ну не так жестко. Но ваши творческие планы на сезон интересны всем!
– Очень хотелось остаться играть в КХЛ, но, как я говорил, только в команде, способной бороться за золото. Предложений я не получил. Это нормально, потому что у кого-то уже есть хорошие вратари, кого-то я по разным причинам не устраиваю. Поэтому следующий год решил посвятить нескольким видам спорта, но только не хоккею. Волейболу, гольфу, велосипеду, лыжам…
А через год хочу еще один раз – теперь уж точно последний – подготовиться к сезону. Кто знает, какая будет на тот момент ситуация? Может, все скажут: «Гашек старый, он нам не нужен». И тем не менее я хочу подготовиться. Если не получится в КХЛ, то готов рассмотреть предложения из трех-четырех сильнейших лиг Европы. Но мое условие остается прежним: моя новая команда должна быть способна выиграть чемпионат.
– Ну а как же роль тренера? Вас уже неоднократно «записывали» в штаб разных команд.
– Наверное, это самый популярный вопрос, который мне задают. Ты должен заниматься только тем, что хочешь делать на 100 процентов. Если хотя бы на один меньше – не стоит и начинать. Пока отвечаю: я вратарь, а не тренер. Позвоните года через два – может быть, все изменится.
Позвоним, Доминик, уж будьте уверены!
ПРЕЗЕНТ ИЗ РОССИИ
«НАШ ПРИЗ ДОМИНАТОР ОБЕЩАЛ ПОСТАВИТЬ РЯДОМ С «ВЕЗИНОЙ»
В середине марта «Спартак» по традиции сыграл дружеский матч со своими болельщиками. Гашек специально приехал на этот поединок из Чехии, а спустя пару дней по приглашению фанатов пришел в ресторан сокольнической арены. Чтобы получить свою последнюю российскую шайбу – двухкилограммовый приз лучшему игроку «Спартака». О том, как возникла идея трофея, рассказал один из организаторов акции Илья Казачков.
– Дизайн приза обсуждали долго. Было несколько вариантов, но в итоге выбрали прозрачную шайбу, на которой расположен спартаковский ромб. Предложил его один из болельщиков по имени Николай. Причем он не только нарисовал, как будет выглядеть приз, но и сделал макет из пенопласта. А оригинальный трофей – из акрила, весит около двух килограммов.
Мы хотели, чтобы это была именно шайба. Шайба для нашего голкипера, тем более такого знаменитого, как Гашек. Видите, от ромба отходят ломаные линии? Вот по ним копий больше всего мы и сломали. Многим казалось, что они похожи на кленовый лист. Но на самом деле – это брызги льда, когда шайба бьется о бортик или об штангу. Очень красивый приз, пожалуй, лучший из всех, что были до этого. И главное – он изготовлен в единственном экземпляре.
Лучшего игрока мы определяли голосованием на своем сайте. Но у Гашека конкурентов практически не было. Спросите меня, кто финишировал вторым, – я даже и не вспомню. Почти единогласно решили, что трофей надо отдать Гашеку. На матче с командой мастеров мы подошли к Доминику и попросили его встретиться с нами. Он, конечно, подозревал, что мы зовем его не просто пивка попить. Но все же был очень удивлен, когда узнал, что его выбрали лучшим игроком, и увидел приз.
С каждым из нас Гашек сфотографировался, дал автограф, причем имена писал по-русски. А еще – обещал взять наш приз с собой в Чехию и поставить на полку рядом с «Везина трофи» – призом лучшему вратарю НХЛ.
Вручение приза "Лучший игрок сезона 2010-2011" Доминику Гашеку