Пять плюс один. Советская эпоха – «Спартак»
[10.03.2011]
sports.ru
Сериал Sports.ru завершил путешествие по Советскому Союзу, пересел из скорого поезда на метро и колесит теперь только по Москве. Очередная остановка – на станции с красно-белой лепниной и бронзовыми статуями настоящих хоккейных легенд.
Виктор Зингер
1963/64 – 1976/77
Матчей за «Спартак» в чемпионатах СССР – 287
Пропущенных шайб – 809
Альтернатива – Виктор Дорощенко, Виктор Криволапов
К трем из четырех спартаковских чемпионств впрямую причастен Зингер. Впервые в протоколе его фамилия возникла весной 1964-го, осенью он уже вовсю кочегарил основным вратарем, а новой весной устремился со сборной на всемирный форум – и потом съездил еще на четыре, включая олимпийскую ярмарку в Гренобле, и отовсюду привозил золотые украшения. Упоительным то время было и для «Спартака»: в 67-м и 69-м красно-белые на самом краю всесоюзного чемпионата огибали армейцев Тарасова, а маленький, худенький Зингер в сражениях со свирепым супостатом вырастал до размеров крепостной стены – 7:3, 3:1, 6:1, 3:1.
Пожадничав богатырской силой, природа взамен выковала Виктору характер из самой прочной стали. Осенью 1969-го тот застрял в колее невезения – каждый год его стала настигать какая-нибудь дурная травма. То шайба-разиня полетит на тренировке на скамейку запасных в глаз релаксирующему вратарю; то конек его отыщет на льду выбоину да и въедет туда под хруст ноги. И если бы не характер, жаропрочный, антикоррозийный, замордовала бы его судьба. Не год, не два – шесть лет длились напасти! Шесть лет Зингер по полгода лечился, по три месяца играл и в отпуск… Наконец, весной 75-го, когда тезка Криволапов надежно заслонил ворота «Спартака» и дослужился до призыва в гвардию – чемпионку мира, наш герой решил сложить щитки под лавку.
И тогда судьба усмехнулась еще раз – по-доброму. На восходе нового сезона Криволапов вдруг занемог. А на подхвате у него лишь неощипанный птенец. Тут-то и начался ренессанс полузабытого Зингера. Он вернулся, да не на временную шабашку, не покараулить штанги в джинсах и туфлях, а на полную трудовую неделю и 8-часовой рабочий день. И снова стал крепостью-чемпионом.
Совпадение это или не обошлось без нашептываний Хигира, но всех лучших вратарей «Спартака» звали Викторами. И зингеровского напарника Криволапова, и сибиряка Дорощенко, что сменил тех двоих в клубных воротах осенью 77-го. А все потому, что команда-победитель начинается сами знаете с кого.
Юрий Ляпкин
1972/73 – 1975/76, 1978/79
Матчей за «Спартак» в чемпионатах СССР – 147
Заброшенных шайб – 44
Голевых передач – 27
Штрафных минут – 118
Альтернатива – Алексей Макаров, Евгений Паладьев
Ляпкин в нашем сериале уже назначался лучшим – в «Химике». Поэтому в «Спартаке», наверное, можно было обойтись без него, тактично уступив место другим славным ветеранам. Но как, как обойтись без Ляпкина, если все пять лет спартаковской жизни он вел команду за собой и пуще всех стоял на ее защите? Выиграл за это время Олимпиаду, три чемпионата мира и, самое главное, – первенство СССР-76 с татуировкой «К» на красно-белом свитере.
И еще. Нападающие – мастера на все руки – в «Спартаке» водились всегда, даже в страдальческие времена. Защитников ляпкинской породы больше не было. Юрий не только по всей строгости взыскивал с чужих форвардов, вообразивших, будто им все дозволено у спартаковских ворот, но и на противоположном полюсе льда ощущал себя хозяином: ловко обводил, тонко пасовал, искусно бросал по воротам. Не всякий форвард мог столь же филигранно и ухарски исполнить выход один на один или едва заметно, кисточками, подбросить шайбу ему в сетку. А в меньшинстве «Спартак», бывало, и не замечал нехватки игроков: Юрий сражался так яростно, так рьяно, что казалось, будто Ляпкиных на площадке несколько. Оштрафованный порой даже терялся, выходить ли ему на площадку, ведь там и без него как будто пятеро…
А если бы не Ляпкин, то наше жюри, наверное, проголосовало бы за Макарова или Паладьева. Трехкратный чемпион страны Макаров почитался самым могучим защитником клуба в 60-е. Чужаков он рыхлил дерзко, навязчиво, высекал из них искру и при этом много забивал (69 шайб за клуб, причем в чемпионском 67-м – 17). Из сборной Алексея окликали нередко, но до чемпионата мира он так и не добрался – на клондайк динамовец Чернышев и армеец Тарасов предпочитали снаряжать своих кладоискателей. Паладьеву, пусть со «Спартаком» он стал первым всего лишь раз, в 69-м, со сборной повезло не в пример больше: он проник туда во время смены караула на границе десятилетий и трижды успешно сгонял на золотые прииски. С соперниками Евгений обходился предельно корректно, но без церемоний и жеманства, на площадке выделялся гиппопотамьей невозмутимостью и хладнокровием удава, а также, как и положено большому игроку, умом и сообразительностью.
Владимир Тюриков
1980/81 – 1991/92
Матчей за «Спартак» в чемпионатах СССР – 430
Заброшенных шайб – 64
Голевых передач – 74
Штрафных минут – 351
Альтернатива – Сергей Коротков, Валерий Кузьмин
Из шестерки легенд «Спартака» Тюриков – единственный человек не героической судьбы. Он не покорил ни одной всесоюзной вершины, не варился в котле мирового первенства, вся его межнациональная добыча, по сравнению с остальными гроссмейстерами клуба – пиявки да лягушки: турниры «Известий» и «Ленправды». И все же не отметить Тюрикова невозможно. Да не потому вовсе, что без игрока из 80-х доска почета будет сплошь увешана черно-белыми фото. Тюриков в самом деле целое десятилетие был лучшим защитником и одним из столпов клуба. Доказательство? Прозвищем Директор кого попало не обзывают. Наградили им Владимира за талант держать игру под контролем, видеть лед и не отпихивать шайбу после отъема, куда попало, а выверенным пасом начинать ответную атаку.
В резерве – Коротков, позиционно натасканный и вышколенный защитник с сильнейшим щелчком, один из лучших в 70-е, особенно в паре с Ляпкиным, и напарник Макарова по обороне «Спартака» 60-х, четкий, надежный, плечистый Кузьмин.
Борис Майоров
1955/56 – 1969/70
Матчей за «Спартак» в чемпионатах СССР – 327
Заброшенных шайб – 241
Голевых передач – более 100
Штрафных минут – около 300
Альтернатива – Виктор Шалимов, Владимир Шадрин
А впереди что ни человек, то – оркестр. И выбирать среди них приходится, оглядывая не только мастерство и багаж заслуг, но и чутко прислушиваясь к звучности имен. Потому-то в когорте избранных – Борис Майоров, венценосный капитан сборной, двоекратный олимпийский и 6-кратный мировой гегемон, побеждавший в трех чемпионатах страны, умнейший, изысканный игрок без пробелов и бэкспейсов в мастерстве, подлинный босс коллектива. Именно с семьи Майоровых и примкнувшего к ним Старшинова ведется отсчет пилотируемых космических полетов «Спартака». А до их появления клуб ничем не отличался от мухи-дрозофилы.
По справедливости надо сказать, что центрфорвард из 70-х Владимир Шадрин, такой же красавец и умница на льду, как Майоров, демонстрировал не только не менее высокий, но пожалуй что даже возросший уровень мастерства, да и по титулам у них абсолютное равенство (минус 1 ЧМ плюс 1 Суперсерия). А Шалимов, технарь и бомбардир из следующего поколения, как бы кощунственно сие ни звучало в это время в этом месте, играл в хоккей посильнее их обоих, становился самым результативным игроком на нескольких чемпионатах мира, а однажды, в 82-м, был возведен в главные герои турнира. Хотя в Канаде тогда сиял Гретцки и не только он один, а уж кто тогда блистал в советской сборной!
И все-таки наш сказ – о кумирах миллионов. А первый среди них – Майоров.
В ошеломительном сезоне-61/62, вознесшем спартаковцев на чемпионскую орбиту, тройка забросила 83 шайбы из 193 командных. И больше всех – Борис: 30 ровно. Пальцев искалеченной руки хватит для пересчета игр, где он не набрал ни балла за результативность, двух таких рук – чтобы сгрести в кучку все безголевые. Ни ЦСКА, ни «Динамо», ни «Локомотив» с «Крыльями», ни горьковское «Торпедо» не могли заслонить его амбразуру. А ведь ручную кладь Майорова составили еще и 17 голевых передач – небывалая по тем временам сочетаемость единоличия и щедрот.
С того момента и до игроцкой пенсии Борис – центровая фигура в сборной СССР, которая с приходом их звена тоже принялась коллекционировать трофеи. На Олимпиаде-64 форвард стал лучшим форвардом. Более высокого признания личных заслуг в мировом «непрофессиональном» хоккее никогда не существовало. А «Спартак» с тех пор все годы, пока капитан Майоров оставался в строю, неизменно занимал призовое место в чемпионате СССР.
Вячеслав Старшинов
1958/59 – 1971/72, 1974/75, 1978/79
Матчей за «Спартак» в чемпионатах СССР – 491
Заброшенных шайб – 406
Голевых передач – около 100
Штрафных минут – около 400
Альтернатива – Александр Кожевников, Александр Мартынюк, Сергей Шепелев
По окончании сезона-74/75 бывший друг семьи Старшинов, тогда уже ветеран, отправился на заработки в японский клуб «Одзи Сейси». Не случись той дальневосточной вахты, непревзойденный бомбардир мог установить «вечный» рекорд – выиграть с родной командой все ее четыре всесоюзных золота. Зато других достижений у него никто не отнимет: 12 медалей чемпионата СССР (4 серебряных, 5 бронзовых) и более 400 голов в матчах первенства (юбилейная влетела в ворота «Химика» 30 октября 1978 года). Лучший нападающий планеты в 1965 году.
Только не надо думать, что Старшинов лишь тем и занимался, что забивал голы да получал награды. В игре он вел себя самозабвенно и отважно, отрабатывал в обороне не только добросовестно, но и мужественно, ложась под шайбу и врезаясь в самых крупных противников. Ну а то, что клюшкой и коньками владел в совершенстве, отчетливо видно из статистики, и даже у ведомственных команд не хватало полномочий и прав прогнать его с ударной позиции и вытолкать на обочину голевой трассы.
Мартынюк (конец 60-х – начало 70-х), Шепелев и Кожевников (80-е) тоже остались в памяти и летописях яркими, самобытными хоккеистами, пусть и не столь выдающимися, как Старшинов. У каждого был свой собственный шарм, свой изыск, отличавшие их от всех остальных. Хитрющий Мартынюк владел неподражаемыми финтами и броском идеальной точности. Это ведь ему принадлежит рекорд сборной СССР на чемпионатах мира – 8 шайб в одной игре (с ФРГ в 73-м). Резкий, колючий и в то же время обаятельнейший здоровяк Кожевников точнее всех в стране умел вычерчивать шайбой кратчайшую линию от клюшки до сетки и попадал в ворота, даже если на спор бросал мимо них. А работягу Шепелева выделяли из толпы неожиданные выдумки, олимпийское спокойствие и умение появляться там, где его никто не ждет. На этих трех китах и покоился его хет-трик в финале Кубка Канады-81.
Александр Якушев
1963/64 – 1979/80
Матчей за «Спартак» в чемпионатах СССР – 552
Заброшенных шайб – 337
Голевых передач – более 150
Штрафных минут – около 300
Альтернатива – Евгений Зимин, Сергей Капустин
Семнадцать лет без перерыва на обед провел Якушев в «Спартаке» и четырнадцать из них – в ранге лучшего нападающего команды. В классе «А» он дебютировал школьником – 5 апреля 1964 года в матче с «Крыльями» подменил в первой пятерке (!) приболевшего Б. Майорова. И в начале третьего периода с передачи Е. Майорова открыл бесконечный счет своим голам. В следующем сезоне он уже вызывался во вторую сборную СССР, еще через год 18-летнего юниора включили в главную команду страны, а начиная с сезона-66/67 и далее почти полтора десятилетия напропалую атака «Спартака» и национальной сборной не могла обойтись без Якушева. В том «золотом» чемпионате чаще Александра за клуб забивал только Старшинов, зато следующее золото, 1969 года добычи, было маркировано Якушевым, забросившим 50 шайб. Самым результативным в команде он стал и по итогам чемпионского 76-го.
Самобытными, ни на кого не похожими хоккеистами, узнаваемыми и из-под крыши дворца спорта, и через запотевшие очки, «Спартаку» в 60-70-е можно было пруды прудить, но Якушев выделялся даже среди них. Высоченный, как Останкинская башня, с длиннющими, размером с клюшку, руками, он мерил площадку широченными шагами, причем волейбольные габариты не мешали ему виртуозно финтить и неуловимо бросать. Канадские профессионалы, кстати, оценили Александра скорее наших: распиаренный Тарасов несколько лет воротил нос от спартаковца, его ординарцы, изучая хоккеистов НХЛ и подбирая аналогии из высшей союзной лиги, сравнивали Якушева с Питом Маховличем и не находили в этом сравнении сплошные преимущества канадца – а в ходе Суперсерии-72 наш нападающий перещеголял визави по всем параметрам, забросив в 7 раз больше того и получив во всех московских матчах почетную грамоту для лучшего игрока. И с тех пор, когда советские команды приезжали в Америку, спартаковский великан неизменно почитался заморской публикой как один из трех великих советских мастеров наряду с Харламовым и Третьяком.
Великие игроки заканчивают карьеру в родном клубе достойно и ярко. Все перечисленные здесь ярчайшие спартаковские звезды именно так и поступали. Но Якушев даже в этом их превзошел: за четыре тура до конца чемпионата СССР-79/80, когда нападающий уже принял решение завершить активную карьеру и сгонять по контракту в Австрию, «Спартак» в Лужниках встречался с ЦСКА, потерявшим до того в 40 матчах всего-то 6 очков. В первом периоде Александр едва ли не в одиночку протестовал против доминирования армейцев: сравнял результат после первой пропущенной шайбы, в концовке сократил отставание до 2:3. А в третьем отрезке встречи при счете 5:5 забил еще дважды и привел «Спартак» к красивой победе (итог – 8:6).
В следующем сезоне его место в команде занял очень похожий хоккеист – столь же атлетичный и техничный, результативный и умный, гениальный и блистательный. Звали его Сергей Капустин. С его приходом расцвела и засверкала красками игра Виктора Шалимова, а скромный и тихий уралец Сергей Шепелев в такой компании дорос до подвигов на Кубке Канады, чемпионатах мира и Олимпиадах. Талантливо, красиво, но в иной манере – с избытком внешних эффектов и жестов для фотовспышек – действовал на площадке еще один игрок из категории «легенд» Евгений Зимин. За девять лет в команде он забросил 174 шайбы в чемпионатах страны, выиграл 2 всесоюзных золота и столько же олимпийских.
Вне конкурса – Евгений Майоров
1956/57 – 1966/67
Матчей за «Спартак» в чемпионатах СССР – 203
Заброшенных шайб – 118
Голевых передач – более 50
Штрафных минут – более 150
В тройку лучших Евгений не входит по объективным причинам: и заслуг поменьше, и регалий. А включать его в альтернативу – к кому? К брату Борису или Старшинову? Он для них партнер, а не альтернатива, и без него они бы не были выдающейся тройкой и даже не исключено, что ничего бы не выиграли. К Якушеву? Слишком разные хоккеисты по всем параметрам, от внешних до статистических. И еще один важный момент: с Евгения так же, как с Бориса и Вячеслава, для «Спартака» началась эпоха драгоценностей. И потому оставлять его за спинами неправильно хотя бы из уважения к истории.
Поэтому Евгений – отдельно и в то же время рядом с лучшими. Он ведь играл в хоккей ничуть не хуже родного и близкого. И забил в бриллиантовом 62-м всего на чуть-чуть меньше них – 24. Зато последний из этих 24 стоил десятка, ведь именно Евгений Майоров за 5 минут до конца «золотого» матча с ЦСКА с неудобной руки запулил последнюю шайбу и принес «Спартаку» чемпионскую ничью. И чемпионат мира в 63-м, и Олимпиаду в 64-м они выиграли все вместе, а не каждый за и для себя.
Но, как это часто бывает у близнецов, к одному из них судьба была расположена больше. В 64-м Евгений получил травму плеча, вскоре она стала хронической. И хотя к победе в чемпионате-67 он еще приложил здоровую руку, но из-за больной пропустил половину сезона и по его окончании отправил клюшку в топку.