Пресса
Об этого бобра и Наполеон зубы обломал… Сегодня минское «Динамо» сыграет со «Спартаком» в белорусском городе Бобруйск
[14.01.2011]  Советский спорт

СОБЫТИЕ ДНЯ. ХОККЕЙ. КХЛ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

Уверен, есть еще у нас люди, которые уверены: Бобруйск – это просто шутка, чей-то прикол. И города такого на самом деле не существует. Присутствует он только у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке», где простодушие его жителей как магнит притягивает Остапов Бендеров со товарищи. Но он есть и даже знаменит своими шинами, древней крепостью и, конечно, бобрами. А с недавних пор и новенькой ледовой ареной, мимо которой КХЛ пройти просто не могла.

БЕЛОРУССКАЯ ГЛУБИНКА. «ПОСТАРАЙТЕСЬ ЧИХАТЬ В ЛОКОТЬ»

До Бобруйска из Минска – два часа на поезде. Не сказать, чтобы по улицам белорусской столицы перемещались толпы народа. Даже если бы они там и были, то запросто растворились бы в ширине проспектов. Ну а в Бобруйске и проспектов никаких не нужно. Создается впечатление, что все население либо еще не вышло на работу, либо уже трудится в поте лица. Поезд Гомель – Гродно отходит от платформы, и спустя минуту на вокзале с громадной вывеской «Бабруйск» (именно так в белорусскоязычной версии) тихо, как на лесной опушке.

– Могу дыхнуть, могу и выдохнуть, – весело переругивается с двумя стражами порядка местный житель. – Ребят, да что вы пристали? Меня же весь Бобруйск знает!

Блюстители порядка соглашаются. Любителя поговорить и немного с утра принять отпускают. «Весь Бобруйск» – весельчак явно не преувеличивал…

– Карта города? Да их не производят уже месяца четыре! – удивляется просьбе корреспондента «Советского спорта» продавщица привокзального киоска. – Разве что вот, могу предложить вам путеводитель. Там есть схема города, правда, совсем маленькая. С вас две с половиной тысячи рублей.

Когда один из глаз уже достигает лба, вспоминаешь: ты не в России. Смело дели названную сумму на сто, и радуйся ценам, которые обитателям российских городов могут только во сне привидеться.

– Да, и еще вот это возьмите, – продавщица протягивает листовку. Белорусский Минздрав заботливо предупреждает меня о мерах по борьбе с гриппом и профилактике оного. Среди прочих советов – «постарайтесь чихать в локоть». Что ж, постараюсь.

ИНТЕРНЕТ-ЗНАМЕНИТОСТЬ. «Ф БАБРУЙСК, ЖЫВОТНАЕ», ИЛИ ПО СТОПАМ БАЛАГАНОВА

И все-таки имя Бобруйска, несмотря на провинциальность города даже по белорусским меркам, гремит по всей стране и за ее пределами. Гремит и сотрясает прежде всего интернет-сообщество. Конечно, диалог Шуры Балаганова и Остапа Бендера, в котором речь шла об этом городе, вошел в историю. Там, если помните, Бобруйск назывался одним из самых удобных мест для деятельности «детей лейтенанта Шмидта», то есть специалистов выманивать деньги у простодушных чиновников и рядовых граждан. Но «Золотому теленку» уже несколько десятков лет. Теперь Бобруйск знаменит уже по другому поводу.

В середине 90-х в Интернете некоторые товарищи стали разговаривать на странном языке, который затем назвали языком «падонкаф». Сейчас, пожалуй, нет человека, активно использующего Всемирную сеть, который бы не знал пары слов или выражений этого лексикона. Правда, в большинстве своем цензуру они не проходят. Так вот, с десяток лет назад и выплыла из этой интернет-мути фраза: «Ф Бабруйск, жывотнае!» Перевода, понятное дело, не требуется. С чего бы вдруг и кого именно сюда посылают? Вроде бы поводом стали интернет-дневники провинциалов, над которыми потешались «интеллектуалы», и именно так оценивали их творчество.

Глупость? Однако с недавних пор Бобруйск в Рунете сделался из-за этой фразы знаменитым, как Васюки после победы его представителей на межпланетном шахматном турнире. В тихий белорусский городок потянулись люди, жаждущие найти в реальности то, что так популярно в виртуальном мире. Трудно поверить, но хулиганская фраза немало способствовала поднятию туризма в Бобруйске. Бобруйчане не против: пусть хоть так, но о нас узнают.

БЮРО НАХОДОК. КАК СТРОИТЕЛИ ОРЛА ОТЫСКАЛИ

Если арена строилась на таком знаменитом месте, не может быть, чтобы строители при ее возведении чего-нибудь не накопали бы. Где узнать? Конечно, в местном краеведческом музее. Уже через пять минут меня ведут по его залам и, забыв о входных билетах, взахлеб рассказывают и рассказывают о городе и крепости.

– Планы восстановить здесь все, конечно, были, – говорит одна из сотрудниц

музея. – Но, сами понимаете, кризис. Ведь для того, чтобы вернуть все в первозданный вид, нужно все вооружения крепости откапывать заново. Они были засыпаны в 70-е годы прошлого века. А стадион… Да, были находки. Вот, смотрите, перед входом в музей лежит железный орел. Он когда-то украшал главный въезд в крепость – Минские ворота. Очень много привозили нам подков, попадались курительные трубки. Арена стоит почти в центре крепостного комплекса, строители частенько натыкались на подземные ходы.

ОЖИДАНИЕ. В БОБРУЙСК ЕДУТ 350 ФАНАТОВ

Неизвестно, будет ли в ближайшем будущем древняя Бобруйская крепость блестеть так же, как арена. Но сам стадион выглядит солидно изнутри и снаружи.

– На матчах КХЛ у нас не возникает никаких проблем, – уверяет директор «Бобруйск-Арены» Александр Жаворонок. – Ведь мы провели уже два чемпионата мира: юниорский и молодежный, у нас постоянно играет клуб «Шинник». Да, есть некоторые нюансы. Например, отсчет времени игры на табло в чемпионате Белоруссии – обратный, а в КХЛ – прямой. Ничего, у нас и такая программа есть.

– Ожидаете аншлага на матче со «Спартаком»?

– Силами одних бобруйских болельщиков – вряд ли. Надеемся, что подъедут фанаты из Минска, но там, к сожалению, в этот же день играет «Юность» в финале Континентального кубка. Вот на матче КХЛ с рижским «Динамо» получился стопроцентный аншлаг – все семь тысяч мест были заняты. С прибалтами-то у нас особые отношения.

– Как готовитесь встретить спартаковских фанатов?

– Мне сказали, их будет порядка 350 человек, но, думаю, все пройдет спокойно. По крайней мере, каких-то особых мер к ним применять не будем. Мы – люди мирные.

С последней фразы, к слову, начинается Гимн Белоруссии. Замечу, что в фан-секторе «Спартака» будут сегодня не только московские гости.

– Придем болеть за «Спартак», потому что «Динамо» с детства не перевариваем, – рассказывают у касс бобруйчане Борис и Вадим. – «Шинник» – одно дело, а так мы за красно-белых с детства переживаем. Особенно за футбольных. А тут хоккейный клуб пожаловал, да еще с самим Гашеком. Как не прийти да автограф не взять?

КОЛОРИТ. СТАДИОН В КРЕПОСТИ

Название города – говорящее: когда-то тут, конечно, были бобры. Да и сейчас остались. Ровно два, и оба – металлические. Один – при золотой цепочке, в купеческом наряде с котелком взирает на здание бобруйского рынка. Второй – неподалеку вальяжно расселся на скамейке около одного из местных ресторанов, одним своим видом возбуждая аппетит. Раньше был бобер и на гербе города. Потом выгнали и оттуда.

Бобруйск – город древний. Правда, из давних веков мало что осталось. Известность к нему пришла в 1810-м, когда тут построили крепость. В ней на три дня в 1812 году остановилась русская армия под командованием Багратиона, а затем ее осадила одна из наполеоновских дивизий, но взять так и не смогла. Крепость, пусть и в руинах, дожила до наших дней. Есть планы ее реставрировать, устроить здесь музей. А пока что среди развалин редюитов (так называются военные укрепления) стоит, поблескивая крышей на солнце, новенькая «Бобруйск-Арена». Считай посреди чистого поля, продуваемая всеми ветрами.

– На хоккей-то? Обязательно пойду, – сообщает словоохотливый таксист. – А вы если хотите – поторопитесь, билетов осталось мало, я вчера в кассе на компьютере подсмотрел. Ну вот, приехали. С вас восемь тысяч.

Второе знакомство с местным прейскурантом пугает уже не так сильно.

– Сколько осталось билетов? Не могу сказать точно, – сообщает кассир арены. Большую часть продает клуб через Интернет.

Ну что же, не зря, выходит, город знаменит во Всемирной паутине? Правда, при более поздней попытке выяснить, есть ли в одном из лучших местных ресторанов wi-fi, его администратор потянулся… к меню. В общем, есть над чем работать.

АРЕНА. «ШИРОКА, КАК ФУТБОЛЬНОЕ ПОЛЕ»

Сам Гашек, как обычно, одним из последних выходит на дневную раскатку. Широкая улыбка чеха видна даже под маской. Получается, не испортило настроение поражение от рижского «Динамо» накануне? Если учесть, что «Спартаку» сейчас очки нужны как глотки воды в пустыне, выходит, что из загадочного Бобруйска надо обязательно увозить три таких глотка.

– Надеюсь, на улице кататься не будем? – хохмят хоккеисты, вспоминая недавний вояж в Швейцарию, где приходилось тренироваться под открытым небом.

Однако, выйдя на лед, многие восхищенно присвистывают.

– Широка, однако…

– Прям как футбольное поле…

– Да, тут не посачкуешь, – хлопает игроков по плечу тренер Виктор Пачкалин. – Ну, давайте, давайте на лед.

Ну а как арена для «Динамо»? Счастливая?

– Пятьдесят на пятьдесят, – говорит Александр Жаворонок. – Две победы, одна из которых по буллитам, да поражение. В общем, сложно сказать, намоленное это для команды место или нет. Вот завтра и посмотрим. Хотя что нам сейчас обращать внимание на статистику? Надо бороться за место в плей-офф. «Спартак» – прямой конкурент. Нужно обязательно выигрывать. Надеюсь, это у «Динамо» получится на нашей арене. Ведь об эти места в свое время сам Наполеон зубы обломал…

Нестеров Д.


Зал славы «Спартака»

Энциклопедия «Спартака»




© Информационное агентство «Фотоагентство История Спартака (Photo Agency Spartak History)»
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 66920 от 22.08.2016, учредитель ООО «БТВ-Инфо»
16+
  Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте spartak-history.ru, являются объектом исключительных прав, в том числе зарегистрированный товарный знак «Спартак», и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Размещение и/или использование товарного знака «Спартак» без согласования с МФСО «Спартак» рассматриваются как нарушение прав собственности в соответствии с действующим законодательством. Использование иных материалов и новостей с сайта и сателлитных проектов допускается только при наличии прямой ссылки на сайт spartak-history.ru. При использовании материалов сайта ссылка на spartak-history.ru обязательна.