Штефан Ружичка: «Снимаю шляпу перед Гашеком»
[27.11.2010]
sportdialog.ru
В прошлом сезоне москвичи наделали в КХЛ немало шума. Казалось, что команда Милоша Ржиги теперь будет только расти, но нынешний чемпионат пока показывает обратное. Красно-белые балансируют на грани попадания в плей-офф и чередуют яркие игры с провальными. Нет уже в команде Милоша Ржиги, постепенно редеет и чехо-словацкая колония, которую бывший наставник «Спартака» так тщательно подбирал и которая в прошлом году стала основной ударной силой столичного клуба. Однако 25-летний Штефан Ружичка по прежнему остается любимцем болельщиков красно-белых и надеется вместе с командой поправить дела в чемпионате.
- Может быть, недавняя победа над принципиальным соперником – питерским СКА – станет тем рубежом, от которого удастся оттолкнуться и начать движение наверх?
- Очень хочется в это верить. Но сейчас мы не можем делить соперников на принципиальных и рядовых. Очки нужно отбирать у всех, иначе по весне мы останемся без плей-офф. А этого допустить никак нельзя.
- Почему же команда так неровно начала сезон?
- Мы до сих пор не можем в этом разобраться. Нормально готовились, нацеливались на то, чтобы превзойти прошлогодние результаты, а вышло совсем наоборот. Иной раз пытаюсь посмотреть на себя со стороны. Все вроде бы делаю правильно, а результата нет. Но в команде рук никто не опускает, все готовы сражаться до конца и верят, что эта борьба увенчается успехом.
- Недавно в клубе поменяли главного тренера. Вместо Милоша Ржиги пришел Игорь Павлов. Как это отразилось на команде?
- Смена главного тренера всегда показатель того, что у команды не клеится игра. Клубное руководство в конечном счете отвечает за результат перед инвесторами и болельщиками, и принимает меры в кризисной ситуации. Не думаю, что наши проблемы были именно в Ржиге. Очень жалко было с ним расставаться, но ничего не поделаешь. Рад за пана Милоша, что он очень быстро нашел себе новый клуб. По другому это и быть не могло – все знают, насколько это грамотный специалист. Но у нас теперь новый наставник. Тоже очень интересный человек. Так что работаем вместе с Павловым над исправлением ситуации. Кое-что, по-моему, уже начало получаться. Если мы будем каждый матч играть так, как первый период против СКА, то нам любые задачи по плечу.
- А почему сил хватило только на первый период?
- Дело не том, что нам не хватило сил. Просто СКА – очень сильная команда. Одна из лучших в лиге. Там играют хоккеисты, которых лет шесть назад я видел только по телевизору. Естественно, они очень хотели победить на своем льду и при поддержке болельщиков попытались нас смять. Но мы смогли продержаться и вырвали победу.
- На домашних матчах «Спартака» все меньше и меньше болельщиков. Это не задевает игроков?
- Очень жаль, что нас в трудный момент поддерживают не так мощно, как в лучшие времена. Но мы сами виноваты – слишком часто проигрываем. А люди хотят получать положительные эмоции. В Москве с досугом проблем нет. Так что нам придется серьезно побороться за зрителей на трибунах. Начнем чаще побеждать – все будет в порядке.
- Вы выступаете в одном клубе с самим Домиником Гашеком. Могли себе такое представить в юности?
- Нет! То, что Доминик до сих пор в большом хоккее – уже маленькое чудо. И при этом он играет на высочайшем уровне. Остается только снять перед ним шляпу. Когда закончу карьеру, будет, что рассказать внукам. Но надеюсь, что и обо мне тоже будут говорить: «Я играл с самим Ружичкой».
- Вас, кстати, не принимают за родственника того знаменитого Ружички, который выступал в 1980-е годы за сборную Чехословакии?
- Раньше такое часто бывало. Все время спрашивали, не сын ли я или племянник того Ружички. Как будто такое родство прибавляет мастерства. Но теперь все усвоили, что я сам по себе. Кстати, настоящий сын того Ружички играет в Чехии. Желаю ему удачи, но надеюсь добыть не меньшую славу, чем его отец.
- В марте вы подписали новый двухлетний контракт со «Спартаком». В связи с уходом из команды Ржиги об этом не жалеете?
- Я сказал, что нам было жаль расставаться с Ржигой, но при чем тут клуб? Невозможно же бродить из команды в команду за одним и тем же тренером. Это непрофессионально. Наше дело играть, дело тренера – тренировать, а дело клубного руководства – решать кадровые вопросы. Конечно, если еще раз доведется поработать с Милошем, буду только рад. Но в данный момент этот вопрос не обсуждается, все мысли только о «Спартаке».
- Словакия пользуется репутацией тихой спокойной страны. В Москве себя комфортно чувствуете?
- Мне очень нравится жить в большом городе. В Филадельфии, например, тоже понравилось. Но Москва лучше. А если хочется тишины, то мне вполне хватает моего личного пространства.
- Если вам так нравилось в Филадельфии, то почему решили перебраться из НХЛ в Россию?
- Надоело бороться за место в основном составе «Флайерз». Тем более, в НХЛ не всегда понимал, почему тренеры предпочитают тех или иных игроков. В России тренеры больше и лучше контактируют с хоккеистами. И партнеры по команде гораздо больше помогают. Хотя и здесь если что-то не так, то сразу говорят. Но при этом тренер объясняет причину своих решений. Когда создается атмосфера взаимного доверия, играть гораздо легче.
- То есть в НХЛ вернуться желания нет?
- Сейчас об этом говорить незачем. В жизни все возможно, может быть когда-нибудь снова окажусь по ту сторону океана. А пока мне и в России хорошо.
- Изучение русского языка продвигается?
- Немного. Но хуже чем хотелось бы. Когда я учился в школе, русский уже мало где преподавали. В основном английский. А то, что говорят об общности славянских языков, мне как-то не очень помогает. Не слишком-то наши языки похожи. Хотел бы я посмотреть, кому удалось самостоятельно и быстро выучить русский. Да еще работая в довольно плотном графике профессионального хоккеиста. Но это не значит, что я сдался. Продолжаю работать над собой и в этом направлении.
- А в бытовом или культурном плане какая-то общность есть?
- После Америки ее трудно было не заметить. Хотя я и там себя вполне сносно чувствовал. Наверное потому, что уехал в раннем возрасте. Но в России, конечно же, мне гораздо комфортнее.
- Вы не попали на Олимпиаду в Ванкувер и отказались приехать на чемпионат мира в Германии. А есть ли желание сыграть за сборную на домашнем мировом первенстве будущей весной?
- Желание-то есть, но необходимо, чтобы у тренерского штаба была потребность в хоккеисте Ружичке. Не знаю, что будет весной, но, вероятно, дома захотят сыграть все наши ведущие хоккеисты. Так что ближе к делу увидим, как жизнь сложится.
Борис Шаров