Кузнецы славы. Часть 60. Виктор Тюменев
[12.08.2010]
championat.ru
Два серебра "Спартака", олимпийское золото Сараево, конкуренция армейцам и звену Ларионова и конец карьеры в 41 год. Наш рассказ о Викторе Тюменеве.
Виктор Тюменев родился в совсем не хоккейную погоду - 1 июня 1957 года в Москве. Но это не помешало ему выбрать профессию, связанную с игрой на льду. Обычно, чтобы получить в пользование красный свитер с надписью СССР на груди, хоккеисту нужно было сначала чем-нибудь запомниться в клубе. У Тюменева получилось наоборот. В 1976-м он стал чемпионом Европы с юниорской сборной, а уже через год добрался до команды мастеров "Крыльев Советов".
В большую "Красную машину" вызова пришлось ждать чуть дольше. Но, согласитесь, для молодого хоккеиста добраться из юниоров до "Мэдисон Сквер Гарден" за два года – успех колоссальный. Пусть этому во многом поспособствовали травмы неприкасаемых игроков сборной. Повреждения получили Вячеслав Фетисов и Владимир Лутченко, Александр Мальцев отправился на больничную койку с аппендицитом. Вместо них Тихонов и Юрзинов включили в состав молодёжь: Гимаева, Касатонова, Варнакова и Тюменева.
Первый матч наша сборная беспомощно уступила - 2:4. Травму получил Харламов, а Виктор Васильевич Тихонов был вынужден провести с хоккеистами серьёзный разговор. Во второй игре на Тюменева свалилась тройная ответственность. Мало того что он должен был заменить в составе Харламова, мало того что в звене с Петровым и Михайловым, так ещё и в матче, который никак нельзя было проигрывать.
Тюменев в протоколе не отметился, но сыграл неплохо, главное, что СССР победил 5:4. Тем не менее в третьем матче Тихонов не стал разбавлять опыт молодостью и перевёл форварда к ровесникам – Макарову и Гимаеву. В ночь перед решающей игрой друзья из "Крыльев" Тюменев и Мышкин, жившие в одном номере, как могли подбадривали друг друга. Ладно нападающий, его работа не так ответственна, Мышкину же предстояло отбить всё, что должно было лететь в ворота. И ведь не сломался. Думается, счёт 6:0 и растерянность Боумэна после поражения помнят все.
Выиграв два трофея на международной арене, Тюменев отправился в поход за чемпионством внутри страны. Обыграть ЦСКА тогда было практически нереально, но новоиспечённый спартаковец старался, команда дважды подряд занимала второе место, а звено Кожевников – Тюменев – Лаврентьев спорило с тройкой Ларионова за приз "Три бомбардира".
Чемпионом СССР Тюменев так и не стал, но если бы судьба развернулась иначе, одним великим армейцем в истории хоккея стало бы больше. В 1981 году Борис Кулагин, бывший тренер "Крыльев", занял пост рулевого в "Спартаке" и предложил Капустину с Тюменевым последовать за собой. В Сетуни такому повороту событий не обрадовались и пригрозили отправить Виктора в армию, то есть в ЦСКА, который был совсем не против заполучить ещё одного молодого таланта.
Призыву мешала учёба Тюменева в институте физкультуры. Тем не менее ЦСКА это не остановило. Юрию Овчукову приказали следить за успеваемостью студента. Конечно, никто не собирался помогать Тюменеву грызть гранит науки, напротив, армейцы дождаться не могли, когда он завалит сессию и будет отчислен.
В итоге, немного запустив учёбу, Тюменев мигом получил повестку в армию. Тренер-селекционер "Спартака" Валерий Жиляев прихватил игрока и поехал в военкомат разбираться. На полчаса упустив Тюменева из виду, Жиляев обнаружил его уже на медосмотре. Красно-белые цвета уже было начали меняться на красно-синие, но звонок второму секретарю горкома партии Альберту Михайловичу Роганову цветовую палитру оставил в покое.
Будучи спартаковцем, Тюменев выиграл три чемпионата мира и одну Олимпиаду. Причём в Сараево Тюменев играл с повреждением связок колена. Но травма, которая выводит спортсменов на полгода, никак не сказалась на результативности форварда. Игравший с ним в одном звене Дроздецкий забросил 10 шайб и стал лучшим снайпером турнира, а сам Тюменев сделал 9 результативных передач.
Играть в пас у него вообще всегда получалось лучше, чем забивать шайбы. Борис Кулагин часто поругивал форварда за нехватку агрессивности и нацеленности на ворота. Иногда просто заставлял бросать в любом удобном случае. Но Тюменев продолжал гнуть диспетчерскую линию.
В конце 80-х в истории СССР двумя главными словами были перестройка и гласность. Хоккеисты писали письма о методах работы тренеров и пытались попробовать свои силы за рубежом. У Тюменева был отличный шанс попасть в НХЛ, но его попросту обманули, сыграв на патриотизме. В 1987-м со спартаковцами к сезону за океаном готовился вратарь "Ванкувера", команды, которая Тюменева задрафтовала. "Кэнакс", видимо, впечатлившись игрой нападающего, предложили ему уехать в Канаду, о чём узнал Борис Майоров. Тренер порекомендовал Тюменеву остаться в СССР, так как впереди была Олимпиада и на него вроде бы рассчитывали. В итоге же хоккеист в сборную не попал, причём его кандидатуру даже не рассматривали всерьёз. Из "Ванкувера" больше не звонили.
И всё же за границу Тюменев уехал. В сезоне-1989/90 он перешёл в финский ТПС, где играли такие люди, как Ари Вуори, Кари Ялонен и Юха Виландер. Звёздной команде дважды удалось выиграть чемпионство. После этого Тюменев побывал в Швеции и Австрии, а завершил карьеру в 41 год в "Крыльях".
Сейчас Виктор Николаевич редко выходит на лёд из-за межпозвоночной грыжи. Зато работать скаутом для "Лос-Анджелеса" это не мешает. Во многом благодаря ему "Кингз" задрафтовали в своё время Александра Фролова.
Павел Сергеев