Кузнецы славы. Часть 16. Виктор Зингер
[29.06.2010]
championat.ru
Хороший вратарь – это половина команды, половина её успеха, триумфа, почёта. Сегодня наш рассказ о человеке, который "умел делать то, что превращает вратаря в героя, — спасать".
Виктор Зингер родился 29 октября 1941 года в деревне Давыдово, Рязанской области. Семья Виктора была эвакуирована из Москвы в начале войны, позже вернулась, правда, не в свой дом, оказавшийся занятым, а на Большую Почтовую, предварительно поскитавшись по углам. Виктор, как и многие сверстники, рос без отца, который, как думала семья, погиб на фронте. Оказалось – попал в плен, сидел под Воркутой, завёл другую семью, и Виктор его больше не видел. "Физиологически отец у меня был, а практически - нет. Я его не помню", - вспоминал он. Мама работала на заводе и, как все женщины той поры, тащила на себе всю семью.
Хоть и не было рядом ни ЦСКА, ни "Динамо", но в хоккей Виктор играть начал рано, на дворовых площадках, которые мальчишки сами заливали и чистили. И попал в 1954 году в легендарную команду ЦСКА, в набор, который проводил замечательный вратарь Борис Иванович Афанасьев. О нём Виктор всегда вспоминал с неизменной благодарностью и теплотой: "Сейчас его фамилия мало о чём говорит, но тогда она была на слуху: полузащитник в футбольной "команде лейтенантов", двукратный чемпион СССР и вратарь хоккейной команды ЦДКА, трёхкратный чемпион СССР. На редкость душевный человек, он мог часами возиться с молодняком. Особенно много Борис Иванович занимался со мной, начинающим вратарём. Ух и игрочки, родившиеся в 1940 и 1941 годах, подобрались тогда в ЦДКА! Все стали известными мастерами, особенно преуспели двое — Саша Альметов и Витя Кузькин".
На следующий год Виктор уже играл за третью команду мальчиков ЦСК МО. Там его тренером стал Александр Николаевич Виноградов, многократный чемпион СССР, чемпион мира и Европы 1954 года. В 17 лет Виктора стали привлекать к тренировкам главной команды ЦСКА, зачислили в штат к Тарасову. Но конкуренция на каждое место была сумасшедшая, приходилось терпеть и ждать. Перейти в другой клуб Виктор не мог по собственной инициативе – носил погоны. Позднее его перевели в Приволжский военный округ, в город Куйбышев, где создали команду, пробившуюся в класс "А". Тренером назначили Виноградова. Виктор Зингер вспоминал о том времени: "Вместе с нами, молодыми хоккеистами, засидевшимися в запасе ЦСКА и прибывшими из Москвы, под началом Виноградова оказались два опытных игрока: Иван Трегубов, весной признанный на чемпионате мира 1961 года лучшим защитником, и Юрий Копылов, многократный чемпион СССР. Вот в такой команде мне суждено было стать основным вратарём. Пришлось применять на практике всё, чему меня учили в столице Афанасьев, Пучков. Да, едва не забыл ещё одного моего учителя — Григория Мкртычана, игрока первого золотого созыва сборной СССР, работавшего тренером в школе ЦСКА. Куйбышевский СКА не имел громких побед, не занимал классных мест, но старался держаться на плаву, без боя не сдавался".
Весной 1964 года Виктора пригласил в "Спартак" Афанасьев, работавший вторым тренером у Боброва: "Вот так я на 23-м году жизни стал спартаковцем. Им я остаюсь и по сей день…". В одном из интервью Зингер так сказал о любимой команде и том особом духе, который был ей присущ: "Для меня спартаковский дух — это команда единомышленников (подавляющее большинство составляли москвичи), готовых положить все силы, все умение на алтарь победы. Тон задавали нападающие. Всё началось с братьев Майоровых и Старшинова, а дальше пошли — Якушев, Шадрин, Зимин, Шалимов… Когда в "Спартаке" появлялись большие спортивные профсоюзные работники, проверявшие работу Карпова, то они старались предостеречь команду и тренера от самоуспокоенности, напоминая, что в скором времени спартаковцев ожидает очередной поединок с ЦСКА, а потому, мол, рано радоваться урожаю набранных очков. На это Николай Иванович делал отмашку и говорил: "ЦСКА? Ерунда это. Обыграем". Подобные слова не были бахвальством. Карпов верил в нас, верил в то, что вы, журналисты, называли "спартаковским духом", верил, что мы способны сдвигать горы. И мы сдвигали горы и при Карпове, и при Боброве. В чемпионате 1975 года спартаковцы хотя и не стали чемпионами, но в четырёх встречах с ЦСКА трижды одержали победу. А на финишной прямой в 67-м мы уверенно выиграли у ЦСКА со счётом 7:3, что и предопределило исход первенства в нашу пользу!". И ещё: "Вспомните Вячеслава Старшинова с Борисом и Евгением Майоровыми. Об этой тройке немало уже сказано. Добавлю одну, на мой взгляд, самую важную деталь: эти парни не любили и не умели проигрывать. Ни в чем. Они были заводилами, не щадили себя. Анатолий Владимирович Тарасов ввел в обиход выражение "через не могу". Вот так и играли Старшинов и Майоровы. За ними тянулись остальные. Так родился знаменитый спартаковский дух".
Не только в родном "Спартаке" Зингер блистал в воротах. Если уж динамовец Чернышёв и армеец Тарасов, главные тренеры сборной СССР в то время, пригласили его, спартаковца, в главную команду страны, значит, точно могли на него положиться. Вот как сам Зингер вспоминает об этом: "В 1965 году молодёжная сборная, за которую я выступал, совершала турне по Финляндии. Мы переезжали из города в город. В одном из них в мой гостиничный номер заходят тренеры Анатолии Кострюков и Владимир Егоров: "Быстренько собирайся - и в Москву". Я, разумеется, возражать не стал. Прихожу в Лужники. Аркадий Иванович Чернышев: "Раздевайся - и на тренировку"… предстояли два матча с канадцами! Основными вратарями были Виктор Коноваленко и Антон Рагулин. На первой встрече Виктор даже не раздевался. А в середине игры я заменил Антона. В повторной игре после полутора периодов Чернышёв тоже сказал: "Будь в полной боевой готовности. Поедешь на первенство мира". Вскоре стал я мировым чемпионом…".
О своём олимпийском золоте Виктор Зингер отзывался скромно: "У любого мастера, даже самого искусного, могут быть неудачи. Вот так в 1968 году одну из встреч неважно провел Коноваленко, и в ворота поставили меня. Я провёл две или три игры. Но достаточно и одной, чтобы считаться олимпийским чемпионом".
Свою спортивную карьеру Виктор Зингер закончил в 37 лет. Наверное, мог бы играть ещё, но доля вратаря не из лёгких, к концу карьеры травм накапливается достаточно: "Вы прекрасно представляете себе, какие свары бывают на пятачке у ворот. А вратарь - он всегда в самом центре заварухи. Говорят, вратарь - половина команды. По травмам на его долю приходится тоже примерно 50 процентов".
В 1973 году Зингер окончил Высшую школу тренеров при ГЦОЛИФК, став дипломированным тренером. Работал в "Спартаке" тренером команды мастеров, тренером в школе, тренером по занятиям с вратарями и тренером СДЮШОР - "Спартак-2". Многое сделал для воспитания нового поколения вратарей, с той же любовью, терпением и так же высококлассно, как когда-то его наставники.
У Виктора Зингера два сына, две внучки и внук.
Виктор Александрович Зингер, заслуженный мастер спорта СССР (1967 год).
Чемпион Зимних олимпийских игр – 1968. Чемпион мира и Европы 1965—1969 годов. На чемпионатах Европы и мира провел 19 матчей.
Чемпион СССР 1967, 1969, 1976 годов, второй призёр чемпионатов СССР 1965, 1966, 1968, 1970, 1973 годов, третий призер 1964, 1972, 1975 годов. В чемпионатах СССР сыграл около 340 матчей. Обладатель Кубка СССР 1971 года, финалист розыгрыша Кубка СССР 1967 года.
Награждён орденом "Знак Почёта" (1969 год) и медалью "За трудовое отличие" (1965 год).
Крепкого вам здоровья, уважаемый Виктор Александрович, и долгих лет жизни!
Пусть вас радуют не только дети и внуки, но и правнуки.
Ольга Бурбенцова