Кузнецы славы. Часть 10. Евгений Майоров
[23.06.2010]
championat.ru
Наш сегодняшний рассказ - о талантливом хоккеисте и не менее талантливом спортивном телекомментаторе и журналисте Евгении Александровиче Майорове.
Хоккей, как, впрочем, и многие другие виды спорта в Советском Союзе, зачастую был делом семейным. Такие фамилии, как Буре, Голиковы, Макаровы, Фёдоровы говорят о многом. Но среди них особняком стоят Майоровы: Борис и Евгенией.
Братья Майоровы родились в один день - 11 февраля 1938 года. Любопытно, что хотя они были близнецами, похожими друг на друга себя не считали. В те далёкие годы, в тяжёлое послевоенное время, почти каждый мальчишка гонял во дворе летом футбольный мяч, а зимой - хоккейную шайбу. Братьям повезло - они жили в Сокольниках рядом со знаменитым Ширяевым полем, где в то время часто тренировались мастера футбольного "Спартака", и почти всё свободное время проводили там, с замиранием сердца следя за своими кумирами. И вот оба брата были приняты в детскую клубную команду "Спартак". Летом играли в футбол, а зимой в русский хоккей. А позднее Александр Игумнов взял их в хоккей с шайбой, где они и достигли вершин спортивного мастерства, став многократными чемпионами мира, Европы и Олимпийских игр.
С первых шагов в спорте, так же как и в жизни, стало ясно, что братья не похожи. Борис был очень честолюбивым и амбициозным человеком, безусловно, очень одарённым от природы. Евгений же был мягче, гибче, хотя и у него характер был совсем не прост. Тем не менее в жизни и в спорте эти два талантливых и непростых человека всегда стояли друг за друга горой.
Хотя Евгений Майоров и оставался на всём протяжении хоккейной карьеры в тени своего брата, и с ним было связано немало эпизодов, которые навсегда останутся вписанными золотыми буквами в историю "Спартака" и сборной.
Особенно ярко болельщикам "Спартака" запомнилась решающая шайба, заброшенная Евгением в матче за чемпионство с ЦСКА в 1962 году. Игроки ЦСКА в те годы практически всем составом входили в сборную СССР. И, казалось, обыграть эту команду было невозможно. Так считали многие, но только не "Спартак". Все, кто вышел в тот день на лёд, играли с такой страстью и вдохновением, что это не могло не принести свои плоды. И во многом именно благодаря вдохновенной игре Евгения Майорова "Спартак" тогда одержал одну из красивейших своих побед.
Первые успехи были отмечены ещё в 1958-1959 годах, когда знаменитую спартаковскую тройку Борис Майоров – Вячеслав Старшинов – Евгений Майоров стали приглашать сначала в молодёжную сборную СССР, а позднее - в сборную клубов (по уровню приравнивалась ко второй сборной СССР) и, наконец, в национальную сборную СССР. Манерой игры спартаковцы отличались от выступавших в составе сборной других звеньев. Им была присуща комбинационная игра, основанная на импровизации. Атакующий порыв и непредсказуемость направления удара заставляли теряться их соперников. Заканчивались все эти путающие противника действия острой передачей и точным завершающим броском одного из братьев или центрфорварда Старшинова. Вот что сказал об этой легендарной тройке Анатолий Тарасов: "Бесспорно, наиболее ярким звеном в истории хоккейной команды "Спартак", да и одним из лучших в стране была тройка Евгений Майоров – Вячеслав Старшинов – Борис Майоров".
А в 1964 году состоялся настоящий триумф сборной СССР, в состав которой входила легендарная тройка - были завоеваны золотые медали чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр. Причём весомый вклад в победу внесло именно спартаковское звено. На Олимпиаде в матче с канадцами наша сборная долго проигрывала и только после блестящего гола, забитого Евгением Майоровым и сравнявшего счёт 1:1, была одержана важная победа.
Казалось, что славное время побед и феерического успеха будет продолжаться бесконечно. Но жизнь подчас преподносит неприятные сюрпризы. Из-за конфликта с главным тренером сборной Анатолием Тарасовым Евгений Майоров был выведен из её состава. Как оказалось – навсегда. Его брат, Борис Майоров, в своей книге "Я смотрю хоккей" сделал такой вывод из этой истории: "И всё же я настаиваю на своём: судьбу моего брата решили соображения не деловые".
У Тарасова своя точка зрения и своя правда. "...Расскажу, как Анатолий Ионов попал в сборную страны в 1965 году. Перед началом первенства мира по хоккею, которое проходило в небольшом финском городке Тампере, стало ясно, что в сборной открылась вакансия: Евгений Майоров не может выступать в её составе. В то время как все его товарищи, непрерывно совершенствуя своё мастерство, с каждым годом играли всё надежнее и увереннее, Евгений не рос как хоккеист. Он и раньше был значительно слабее своих партнёров по звену, но мы вынуждены были мириться с этим: не было более сильной замены. Но вот несколько хоккеистов по классу своей игры "достали" Евгения. Кроме того, и это очень важно, изменился характер нашей игры: современный хоккей требует, чтобы каждый спортсмен был бойцом. А Евгению не всегда хватало силёнки и выдержки…".
Я не вправе судить и устанавливать истину. Полагаю, истина, как водится, где-то посередине. Но с потерей каждого игрока такого класса и таланта, спорт многое теряет. Это несомненно.
Но поразительно и радостно другое – как Евгений Майоров сумел выйти из этой ситуации, не потерять себя, продолжить любимое дело пусть и не в качестве игрока, а в качестве блестящего спортивного телекомментатора и журналиста. А ведь ему было всего 29 лет, когда он ушёл из большого спорта.
В начале 1980-х годов ему предложил поработать комментатором Николай Николаевич Озеров, ставший его главным учителем. Озеров, добрейший души человек, великий мастер своего дела, был ещё и настоящим спартаковцем, беззаветно любившим свой клуб и сделавшим для него очень многое. Работа на радио и телевидении захватила Майорова полностью. С такой же страстью и любовью, как когда-то играл в хоккей, он постигал мастерство спортивного комментатора и журналиста. Со временем он стал одним из ведущих спортивных комментаторов страны.
Он отличался от большинства комментаторов тех лет, работавших вместе с ним. Яркое спортивное прошлое позволяло привносить в репортаж тонкое понимание всех нюансов игры, своевременно реагировать на изменение тактических перестроений команд, описывать прошедший эпизод с позиции действующего спортсмена. Главное достоинство его репортажей - умение грамотно и ненавязчиво помочь зрителям усваивать хоккей, не отвлекая и не раздражая их. Некоторые отмечали в его репортажах суховатость, но это была его тактика - стараться не выражать открыто и явно свои чувства, не навязывать их зрителям. Позднее Евгений Майоров принял активное участие в организации телевизионного спортивного канала "НТВ-Плюс". Но жизнь, увы, опять внесла свои жестокие коррективы. Его сразила тяжёлая болезнь, с которой он сражался до последних дней жизни.
Умер Евгений Майоров 10 декабря 1997 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Посмертно ему присуждена телевизионная премия ТЭФИ в номинации "Лучший спортивный комментатор года".
В истории советского хоккея, к нашей радости, было много хоккеистов блестящих, талантливых, виртуозных. К сожалению, после завершения спортивной карьеры немногие смогли сохранить себя и развиваться дальше. Лучший пример таланта, воли, стремления к самосовершенствованию был Евгений Майоров.
Достижения
Чемпион Олимпиады-1964, двукратный чемпион мира и Европы – 1963 и 1964 годов, бронзовый призёр чемпионата мира – 1961. На чемпионатах мира и Олимпиадах сыграл 20 матчей, забросил 11 шайб.
Двукратный чемпион СССР 1962 и 1967 годов. Второй призёр 1965 и 1966 годов, третий призер 1963 и 1964 годов. В чемпионатах СССР сыграл 260 матчей, забросил 127 шайб. Финалист Кубка СССР 1967.
Награжден орденом "Знак Почёта" (1981 год). Награждён телевизионной премией ТЭФИ (1998 год).
Ольга Бурбенцова