Своё повествование о спартаковском хоккейном свитере под №17 мы начнём с 1958 года, когда впервые в официальных документах появилось упоминание о 18-летнем игроке, воспитаннике спартаковской хоккейной школы, который в дальнейшем стал символом «Спартака» и одним из лучших центральных нападающих не только отечественного хоккея, но и мира. Речь, естественно, идёт о
Вячеславе Ивановиче Старшинове. Интересно, что в программках на матчи того сезона (1958/59) молодого нападающего «Спартака» почему-то упорно величали не Вячеславом, а Владимиром! Но скоро всё встало на свои места, и после ухода из команды Виктора Никифорова (игравшего под №8) в сталинский «Металлург», Старшинов забрал - и теперь уже надолго - свою легендарную «восьмёрку», а №17 отправился на один сезон в «запасники».
Летом 1960 года в «Спартак» был приглашён
Александр Чертов – воспитанник ЦСКА, выпускник спартаковской молодёжной команды. Ему и достался свитер с №17. Чертов отыграл за красно-белых лишь один сезон. В дальнейшем он выступал за армейские коллективы Калинина и Куйбышева, за столичные «Крылья Советов» и московский «Локомотив». После завершения игровой карьеры Чертов прекрасно проявил себя на тренерском поприще: работал и со взрослыми, и с молодёжными, и с детскими командами. Да и по сей день он не расстаётся с хоккеем. Александр Алексеевич Чертов в свои почтенные 75 лет является тренером одной из самых сильных любительских команд Ночной хоккейной Лиги «Сталкер»!
Однако на один матч Александру Чертову пришлось расстаться со своим №17. В конце ноября 1960 года в Москву приехала канадская команда «Чатам Мэрунс» - обладатель Кубка Аллана. На 30 ноября была запланирована товарищеская игра со «Спартаком». Тогда любые поражения советского хоккея от хоккея «западного» воспринималось партийными функционерами весьма болезненно. Поэтому было принято решение усилить красно-белых на эту встречу хоккеистами из других клубов. Таким образом, за «Спартак» против канадцев играла целая тройка из воскресенского «Химика». Под №17 тогда вышел на площадку нападающий «Химика» Юрий Морозов.
До сих пор между старыми спартаковскими болельщиками не утихают споры: можно ли считать полноправным чемпионом СССР 1962 года тогда ещё совсем молодого
Виктора Ярославцева, который сыграл всего-то 10 матчей в чемпионате? В официальном издании пресс-бюро Центрального стадиона им. В.И.Ленина 1976 года сказано чётко: Виктор Ярославцев – трёхкратный чемпион СССР (1962, 1967 и 1969). Предлагаем на этом и остановиться. Как раз именно Ярославцеву-младшему и достался осенью 1961 года свитер с №17, под которым он играл вплоть до весны 1966 года.
Летом того же года Виктор Ярославцев взял другой номер, а «семнадцатый» забрал себе защитник
Игорь Лапин, пришедший в «Спартаке» сезоном раньше. И если в чемпионате-1965/66 тренеры редко доверяли Лапину место в основном составе, то в чемпионском сезоне-1966/67 Игорь довольно гармонично влился в коллектив и, как правило, составлял третью пару защитников вместе с Владимиром Мигунько. Лапин играл за «Спартак» вплоть до 1970 года, но сезон-1969/70 получился для него несколько «скомканным», в том числе и из-за травм. И чемпионат-1970/71 защитник начинал уже в московских «Крылья Советов», а майка с №17 получила своего очередного владельца только осенью 1971 года. Им стал нападающий
Владимир Марков, пришедший в «Спартак» ещё в 1969 году из тех же «Крыльев». Но чемпионат-1971/72 стал для Владимира последним в составе красно-белых, и в межсезонье он перебрался в Ригу.
Сезон же 1972/73 под №17 в «Спартаке» начал воспитанник новосибирской «Сибири»
Олег Смирнов. Однако проведя за команду всего 18 матчей, он уехал выступать за СКА МВО (Калинин). С 1973 по 1976 годы спартаковский свитер с №17 носил воспитанник красно-белых
Дмитрий Федин, но, сыграв за четыре неполных сезона всего-то 25 игр, так и не смог закрепиться в «Спартаке» и перешёл в саратовский «Кристалл».
И опять целый год «семнадцатый» провисел в шкафу, пока в 1977 году в «Спартаке» по приглашению Николая Карпова появился
Валерий Евстифеев. Евстифеев, будучи воспитанником челябинского хоккея, начал карьеру в местном «Тракторе». Являясь его игроком, Валерий стал двукратным чемпионом мира среди молодежи (1976 и 1977), вошел в список лучших хоккеистов СССР (1976), выиграл бронзовую медаль чемпионата страны (1977). По манере игры он напоминал своего тезку Валерия Харламова, который был его кумиром. Соответственно «харламовский» №17 Евстифеев и взял себе, придя в «Спартак». Звено Шепелев – Тарасов – Евстифеев очень прилично смотрелось в составе красно-белых и даже приглашалось во вторую сборную СССР в полном составе. «Голеадором» этой тройки был как раз Евстифеев со своей характерной, неповторимой обводкой. Шайбы, заброшенные им, как правило, получались обязательно с какой-то «изюминкой» и отличались особой хоккейной красотой. В составе красно-белых Валерий провел пять сезонов, по два раза выиграв с командой серебро и бронзу первенства СССР. За «Спартак» Евстифеев провел 185 матчей, забив в них 57 шайб и отдав 36 результативных передач. Летом 1982 года талантливый нападающий перешел в «Крылья Советов», потом играл в Чехии, а завершал карьеру в магнитогорском «Металлурге».
После ухода Евстифеева из «Спартака» «его» майка с №17 целый год была не востребована. А в 1983 году из спартаковской хоккейной школы в «основу» был приглашён нападающий, чьё имя теперь навечно вписано в историю нашего красно-белого клуба.
Виталий Прохоров – спартаковец, олимпийский чемпион, человек удивительной судьбы, которой вполне могли позавидовать герои многих приключенческих романов. 11 сезонов в родном «Спартаке», а помимо этого были ЦСКА, «Ак Барс», «Магнитка», шведский «Ферьестад», воскресенский «Химик» и менделеевский «Стандарт», золото Альбервиля и ссоры с Бреттом Халлом в НХЛ. Два года жизни в монастыре на Валааме и нарушения режима, строительный бизнес и телевидение. Про этого интереснейшего человека впору писать даже не отдельную статью, а целую книгу. Понятно, что в тяжёлые 90-е, периодически то уходя, то возвращаясь в родной клуб, Прохоров неизменно брал себе любимый №17. Лишь в сезоне-1994/95 ему пришлось провести несколько матчей за «Спартак» под другим номером.
Летом 1992 года, когда Виталий Прохоров уехал играть в Северную Америку за «Сент-Луис Блюз», его «семнадцатый» взял себе воспитанник ангарского «Ермака»
Михаил Незлобин, который, правда, в «Спартаке» не задержался. И уже в 1993 году под №17 играл другой хоккеист – воспитанник магнитогорского «Металлурга»
Константин Митрошкин. До 1997 года Митрошкин не отдавал свитер с №17 никому, и лишь перед началом чемпионата-1997/98 уступил его … Виталию Прохорову, неожиданно вернувшемуся в «Спартак».
В сезоне-1998/99 майка под №17 практически не использовалась. Лишь одну игру под этим номером провёл за «Спартак»
Сергей Агеев. Матч тот – особенный, памятный. Правда, память о нём – горька. Состоялся он 20 марта в «Сокольниках». Дело в том, что 18 марта стало апофеозом кризиса неплатежей в команде, и хоккеисты спартаковской «основы», доведённые до предела, забастовали и отказались выйти на лёд. Матч с ЦСКА не состоялся. Искать замену основным игрокам было поздно. В том же году в одной из низших лиг выступал «Спартак-2», который патронировался как раз Сергеем Агеевым, являвшимся одновременно и капитаном, и спонсором данного коллектива. Игроки именно этой команды и стали «костяком» московского «Спартака», сыгравшего следующий официальный календарный матч с «Нефтехимиком». Понятно, что из-за всех передряг красно-белые не удержались в высшем эшелоне нашего хоккея и опустились рангом ниже.
Попав из Суперлиги в Высшую лигу, состав «Спартака», естественно, сильно обновился. Под №17 за красно-белых стал играть воспитанник электростальского хоккея
Сергей Арекаев. Год спустя в стан красно-белых пришёл уже довольно известный нападающий
Дмитрий Гоголев
и взял себе свитер с №17, в котором провёл и следующий сезон, уже в Суперлиге. В чемпионате же-2002/03 под этим номером за «Спартак» выступал уже другой игрок –
Анатолий Филатов, воспитанник усть-каменогорского «Торпедо». К сожалению, красно-белые опять вылетели из Суперлиги. Соответственно, состав их вновь изрядно поменялся.
Теперь обладателем «семнадцатого» стал нападающий
Игорь Шевцов, также воспитанник «Кристалла» (Электросталь). В сезоне-2004/05 помимо Шевцова один матч за красно-белых под №17 провёл молодой
Александр Кучерявенко. А в следующем чемпионате в «Спартаке» в майке с номером «17» на спине играл воспитанник новосибирской «Сибири»
Сергей Климович.
В первый «последефолтный» спартаковский сезон-2007/08 №17 оказался никому не нужен, а в следующем сезоне 6 матчей за основу под этим номером провёл молодой и талантливый нападающий, воспитанник «Спартака»
Кирилл Кабанов.
Начиная с чемпионата-2009/10 «семнадцатый» менял своих обладателей каждый год. Под этим номером играли
Михаил Якубов,
Егор Михайлов, Артём Воронин,
Николай Бушуев. И всё-таки самым «настойчивым» в этой плеяде игроков оказался
Артём Воронин. Именно он осенью 2013-го «застолбил» за собой спартаковскую майку с №17 и до настоящего момента так и не расстаётся со своим, как мы понимаем, любимым номером!